Слово и его лексическое значение - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Слово и его лексическое значение - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; дать первое представление о лексическом значении слова; формировать умения различать предмет, слово как название этого предмета и лексическое значение этого слова; воссоздавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые автором поэтических строк; определять лексическое значение слова по собственному опыту и по “Толковому словарю”, определять слово по его лексическому значению; развивать умение пользоваться словарями как источниками информации и оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Определение темы урока в ходе работы с предметными картинками на доске. На доске расположены картинки с изображением предметов: пенала, медведя, лисицы, карандаша, яблока. Ответы на вопросы учителя: “Как одним словом назвать то, что изображено на доске? (Предметы.) Можно ли назвать каждый предмет словом?” Называние и запись слов-названий предметов в тетрадь.

Чтение учителем стихотворения А. Шибаева:

Предметы все, что видит глаз

Над нами и под нами,

И всё, что окружает нас,

Означено ... (словами).

Ответы на вопросы учителя: “Итак, что вы будете изучать сегодня на уроке? Для чего нужны слова?”

3. Работа со шмуцтитулом и обсуждение вопроса: “Чему вы будете учиться, изучая слова?” (учебник, с. 41).

4. Конкретизация задач урока. Чтение темы “Слово и его значение” и обсуждение познавательной задачи урока: “Что такое лексическое значение слова?”

5. Рассматривание рисунка (учебник, упр. 48, с. 42). Ответы на вопросы одним словом, запись некоторых слов: ребята, журавли, осень, летят и др.

Чтение сведений о словах (учебник, рубрика “Обратите внимание!”, с. 42). Составление и запись предложения по рисунку.

6. Чтение предложения, создание по нему словесной картинки (учебник, упр. 49, с. 43). Учитель обобщает образное видение картинки: “Вероятно, вы представили осенние клёны с чуть розоватыми, румяными листьями и ели с зелёными, густыми, сохраняющими тень ветвями, а представить по данным словам картинку можно тогда, когда понимаешь то, о чём читаешь, когда понимаешь значение каждого слова, входящего в состав предложения”. Списывание или письмо под диктовку поэтических строк (учебник, упр. 49, с. 43).

7. Чтение и обсуждение главного вопроса урока: “Что такое лексическое значение слова?” Рассматривание учащимися на доске картинки с изображением берёзы. Учитель: “На доске изображён предмет, назовите его словом”. Работа со словарным словом берёза (берёзонька, берёзка), выяснение значения, произношения, написания слова, ознакомление с его этимологией. (Название берёза восходит к древнему слову bher, что означает “светлый”, “ясный”, “белизна”, да и само слово берёза буквально означает “дерево с белой корой”.) Запись слова.

Сопоставление предмета, слова, называющего этот предмет, и толкования слова (учебник, упр. 50, с. 43). Обобщение: определить лексическое значение слова — значит определить, что называет, обозначает слово. Комментированная запись предложения: “Берёза — это лиственное дерево с белой корой”.

8. Знакомство с “Толковым словарём” учебника (с. 138). Определение по словарю значения слова шоссе (упр. 51, с. 44).

9. Чтение рубрики “Страничка для любознательных” о слове лопата (учебник, с. 44). Обобщение: зная происхождение слова, можно легко объяснить и его написание (лопата — от древнего слова лопа, что значит “лапа, ладонь”, пенал — от древнего слова penna, что значит “коробочка для хранения ручек и карандашей”, тетрадь от греческого слова tetra, которое означает “сложенный вчетверо лист”, берёза — от слова bher, которое означает “белизна”, “белый”, медведь — “мёд ведающий” и др.). Запись словарного слова лопата и предложения с ним: “Лопата — это инструмент для копания земли”.

10. Упражнения в определении слова по его лексическому значению (учебник, упр. 52). Обобщение: “Чему вы учились, выполняя это упражнение?”

11. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что значит определить лексическое значение слова? По какому словарю можно определить значение незнакомого слова?”

Проверка и оценка результатов учебной деятельности: выполнение заданий учебника (рубрика “Проверь себя”, задание 1, с. 75).

Домашнее задание

Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 28, с. 15; упр. 33, с. 17).






Для любых предложений по сайту: [email protected]