Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Правописание слов с разделительным мягким знаком - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Цели: формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; различать звуки и буквы; проводить звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(Работа в парах. Учащиеся диктуют друг другу слова с парными согласными, записанные дома, оценивают друг друга.)
2. Словарная работа
— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте, о ком идет речь.
Джунгли — дом ее родной,
Там свобода и покой.
Там любимые бананы,
И кругом растут лианы. (Обезьяна.)
— Назовите звуки в этом слове. Запишите их в скобках. ([аб’из’йана].)
— Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы.
— Придумайте ассоциацию, чтобы легче было запомнить слово. (Ответы детей.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Больной, льет, вьюга, коньки, олень, семья.
— Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (На слова с мягким знаком, обозначающим мягкость, и на слова с разделительным мягким знаком.)
— Сколько звуков и букв в слове коньки! (Пять звуков и шесть букв.)
— Почему звуков меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обозначает.)
— Какую роль играет мягкий знак в этих словах? (Он обозначает мягкость предыдущего согласного звука.)
— Сколько звуков и букв в слове льет? (Четыре буквы и четыре звука.)
— Назовите звуки, ([лйот].)
— Какая буква пишется на месте звука [Й’]? (Мягкий знак.)
— Сегодня мы узнаем, какую роль еще играет мягкий знак в словах.
IV. Работа по теме урока
— Откройте с. 31 учебника и прочитайте название раздела.
— Прочитайте, на какой вопрос нам надо ответить сегодня на уроке.
Упр. 51 (с. 31).
(Коллективное выполнение в соответствии с заданиями.)
— Сделайте вывод: когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (Если после согласного звука слышим звук [Й’], а потом идет гласная буква, то пишется разделительный мягкий знак.)
Упр. 52 (с. 32).
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
— Сделайте вывод: перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак? (Перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.)
— Прочитайте правило тетушки Совы.
— Подведем итоги: между какими буквами пишется разделительный мягкий знак, какие звуки в этом случае обозначает гласная буква?
V. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
(Ходьба на месте.)
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
(Взмахи руками.)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
(Взмахи руками, покружиться.)
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 53 (с. 32).
(Самостоятельное выполнение.)
— Какое словарное слово встретилось в упражнении?
Упр. 54 (с. 33).
(Выполняется с комментированием. После этого учащиеся знакомятся с названием орфограммы.)
— Прочитайте сведения о языке. Почему разделительный мягкий знак — это орфограмма? (Он не обозначает звука, а пишется между согласным и гласным звуками, если слышим звук [Й’].)
VII. Рефлексия
— Вставьте, где надо, разделительный мягкий знак. Над словом напишите, какое звуки обозначает гласная буква.
[йи] [а] [йа] [а]
Руч..и, пол..я, друз..я, врем..я.
(Самопроверка по образцу на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— С какой орфограммой познакомились на уроке?
— Что вас удивило в написании этой орфограммы?
— Какие чувства вы испытали, когда увидели, что ваши выводы совпадают с текстом правила?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Выполнить упр. 55 (с. 33).