Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Правописание слов с разделительным мягким знаком - Урок 2 - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Цели: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; различать звуки и буквы; проводить звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове; подбирать примеры к данной орфограмме; писать слова с разделительным мягким знаком.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
(На доске записаны слова.)
Воробьи, обезьяна, коньки, медведь, заячьи, тетрадь, ребячьи.
— Как можно разделить эти словарные слова на две группы?
— Спишите слова группами в два столбика, подчеркните непроверяемые гласные.
— Какая еще орфограмма есть в словах каждого столбика?
2. Орфографическая минутка
— Составьте и запишите с данными словами текст из трех-четырех предложений.
Осень, льет, деревья, дождь, листья.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте имена. Почему в одних именах есть разделительный мягкий знак, а в других нет?
Катя Дарья
Боря Илья
Оля Марья
— Какой звук слышим после согласного перед гласным звуком в словах второго столбика?
— Придумайте по одному слову в каждый столбик.
IV. Работа по теме урока
Упр. 56 (с. 33).
(Выполняется с комментированием. В заключение проводится работа по развитию связной речи.)
Упр. 57 (с. 34).
(Выполняется с комментированием. В заключение делается вывод.)
— Как определить, что в словах перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И надо писать мягкий знак?
V. Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто из нас вот так шагал —
Не споткнулся, не упал.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 58 (с. 34).
(Самостоятельное выполнение. Проверка: учащиеся по цепочке объясняют написание слов с изученными орфограммами.)
— Сделайте вывод: какую “работу” выполняет мягкий знак в словах стихотворения? (В слове день мягкий знак обозначает мягкость. В слове полозья разделяет согласный и гласный звуки.)
VII. Рефлексия
(Письмо под диктовку.)
Пальто, перья, деньги, ручьи, возьму, друзья, птичья, горький.
— Запишите слова в два столбика: в первый столбик — слова с мягким знаком, обозначающим мягкость, во второй — слова с разделительным мягким знаком.
(Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)
— Правильно ли ответил ваш сосед? Оцените его.
“!” — молодец ты все сделал правильно.
“+” — хорошо, но еще немного ошибаешься.
“—” — тебе нужна помощь учителя.
VIII. Подведение итогов урока
— Какую роль играет мягкий знак в русском языке?
— Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?
— В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают два звука?
— Кто разобрался в этой теме?
— Кто может помочь объяснить материал одноклассникам, допустившим ошибки?
Домашнее задание
Выполнить упр. 60 (с. 35).