Обобщение изученного материала - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Обобщение изученного материала - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Цели: проверить умения правильно писать и переносить слова с разделительным мягким знаком, делать звуко-буквенный разбор слова: развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить произношение и написание слов; проводить звуко-буквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Какие орфограммы мы повторяли при подготовке к диктанту и проверочной работе?

— Сегодня на уроке мы обобщим, систематизируем и дополним наши знания.

III. Работа по теме урока

Инструкция к работе

1. Возьми закладку и закрой ею первый столбик таблицы.

2. Выполни задание.

3. Передвинь закладку вниз до следующей горизонтальной линии, проверь, правильно ли выполнено задание (ответы даны в первом столбике).

4. Если допущена ошибка, вернись к заданию, перечитай его и исправь ошибку.

5. При проверке ответов будь внимателен, не оставляй неисправленных ошибок.

Обозначение мягкости согласных. Разделительный мягкий знак

И, Е, Ё, Ю, Я

Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными...

Мягким знаком

Если согласный звук произносится мягко и после него нет гласных, обозначающих мягкость, то его мягкость в этом случае обозначается...

Гость, зверь, дверь, медведь, мать

Запиши слова в единственном числе: гости — ..., звери — ..., двери — медведи — ..., матери — ....

Пальба, борьба, мольба, ходьба, молотьба

Образуй от данных слов существительные с мягким знаком в середине слова: палить — ..., бороться — ..., молить — ..., ходить — ..., молоть — ... .

Хлыстик, наростик, бортик

Мягкий знак после мягких согласных пишется не всегда. Образуй отданных слов существительные с уменьшительно-ласкательным значением: хлыст — ..., нарост — ..., борт — ....

-НЧ-

-ЧН-

-ЧК-

-ЩН-

В буквосочетаниях согласных Ч, Щ с другими согласными (НЧ, ЧН, ЧК, ЩН, РЩ) мягкий знак не пишется. Подчеркни буквосочетания, в которых не пишется мягкий знак:

кулончик, баллончик, фургончик;

прочный, замочная, вечность;

корочка, девочка, бабочка;

немощный, хищник; банщик, борщ, блочный, досочка

Банька, спорщик, свечка, просьба

Запиши слова, вставляя, где нужно, мягкий знак. Где он не нужен, соедини буквы:

бан..ка (русская), спор..щик, свеч..ка, прос..ба

Стекольщик, кольчатый

Мягкость звука [Л’] перед другими согласными всегда обозначается мягким знаком. Вставь пропущенные буквы: стекол..щик, кол..чатый (червь)

Уборщица, болельщик, скоротечный, ночка, угольщик, пальто, спорщик, печник, хлястик, женщина, вместе

Напиши слова, вставляя, где нужно, мягкий знак:

убор..щица, болел..щик, скоротеч..ный, ноч..ка, угол..щик, пал..то, спор..щик, печ..ник, хляс..тик, жен..щина, вмес..те

Листья, друзья, вьют, пьют, волчьи, соловьи, шью, лью, перья, заячьи

Если после мягкого согласного звука слышится сочетание звуков [Й’А], [Й’О], [Й’Э], [Й’И], [Л’У], то после согласного звука перед гласными Е, Ё, Я, И, Ю пишется разделительный мягкий знак. Вставь, где нужно, разделительный мягкий знак:

листя, друзя, вют, пют, волчи, солови, шю, лю, перя, заячи

IV. Рефлексия

(Взаимопроверка. Обмен тетрадями, проверка работ по образцу на доске. Учащиеся исправляют ошибки карандашом, затем оценивают себя с помощью “светофора”.)

V. Подведение итогов урока

— Какие орфограммы отрабатывали на уроке?

— Интересно вам было выполнять такое задание?

— Что не получилось?

— Где допустили ошибки?

— Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Придумать диктант для соседа: по пять слов на каждую орфограмму.






Для любых предложений по сайту: [email protected]