Что такое части речи - ЧАСТИ РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Что такое части речи - ЧАСТИ РЕЧИ

Цель: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть в окружающем мире и на рисунке слова — названия предметов, слова — названия признаков, слова — названия действий; использовать специальную терминологию при их определении.

Оборудование: книги Т. Рик: “Здравствуйте, Имя Существительное”, “Доброе утро, Имя Прилагательное” (М.: Самовар, 1996), “Здравствуй, дядюшка Глагол” (М.: ВАКО, 2012), иллюстрации к книгам или слайды с иллюстрациями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Что помогает людям общаться друг с другом? (Речь.)

— Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? (У них разный язык.)

— Как вы понимаете смысл пословиц? (Ответы детей.)

Язык до Киева доведет.

Язык царствами ворочает.

— Назовите словарное слово в этих пословицах. (Язык.)

— Напишите слово, подчеркните в нем непроверяемую безударную гласную.

— Сколько значений у этого слова? Назовите их.

2. Орфографическая минутка

(Письмо по памяти.)

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

А. С. Пушкин

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

лес      темный зеленеет

снежинка     легкая    падает

солнышко     яркое     светит

— По какому признаку слова распределены в три столбика? (В первом столбике слова отвечают на вопрос что?, во втором столбике — на вопрос какой?, в третьем столбике — на вопрос что делает?.)

— Что обозначают слова первого, второго, третьего столбика?

— Какую роль они играют в русском языке?

— Кто определит тему урока?

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 39. Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч.)

— Назовите вопросы, на которые отвечают эти слова. (Кто?)

— Прочитайте слова — названия признаков, относящиеся к богатырю. (Смелый.)

— Прочитайте слова — названия признаков, относящиеся к Змею Горынычу. (Грозный.)

— Назовите действия, которые они выполняют. (Нападать, защищаться.)

— Прочитайте название раздела. Объясните, из каких частей состоит наша речь. (Из слов.)

— Прочитайте задачи раздела.

Упр. 68 (с. 40).

(Выполнение в соответствии с заданиями.)

— Прочитайте правило тетушки Совы.

— Какие названия имеют части речи?

Блок-схема (с. 41).

Мы отправляемся в путешествие по стране Части Речи. Нас будут сопровождать герои книг Татьяны Рик — Юлька Апельсинкина, Женька, Катюша и их учительница Светлана Даниловна*.

— Рассмотрите схему на с. 41. Какие жители есть в этой стране? Как они называются одним словом? (Слова-названия.)

(Учитель читает отрывок об Имени Существительном и показывает рисунок волшебника.)

— Какой волшебный предмет был у Имени Существительного? (Волшебная палочка.)

(Учитель вывешивает иллюстрацию к этому отрывку.)

— Во что он превращался с помощью ее? (Он превращался в любые предметы.)

— Рассмотрите схему. Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают?

(Учитель читает отрывок из второй книги.)

— Каких слов много в речи Имени Прилагательного? (Много слов, отвечающих на вопросы какая? какое? какой? какие?.)

— Какой волшебный предмет есть у этой части речи? (Волшебная кисть.)

— Что происходило с предметами, которых касается кистью Имя Прилагательное? (У них появлялись какие-то признаки.)

— Пройдем по второй стрелке на схеме в учебнике. Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы они отвечают?

— А теперь сходим в гости к Глаголу.

(Учитель читает отрывок из следующей книги. Затем вывешивает иллюстрацию из книги.)

— Что волшебного происходит с дядюшкой Глаголом? (У него много рук и ног, он все время что-то делает.)

— Пройдем по третьей стрелке на схеме учебника. Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?

— С какими жителями страны Части речи вы познакомились?

V. Физкультминутка

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели — все в полном порядке.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 69 (с. 41).

(Коллективное выполнение.)

Упр. 70 (с. 42).

(Выполняется в парах или группах.)

VII. Рефлексия

(Запись под диктовку.)

Льет сильный дождь.

— Напишите над словами, какую часть речи они обозначают. (Один ученик читает предложение орфографически, называет части речи. Класс проверяет и оценивает.)

VIII. Подведение итогов урока

— В какой стране вы сегодня побывали?

— Чем вам понравился урок?

— Что не получилось при проверке знаний?

— Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 71 (с. 42).


* См. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное. Доброе утро, Имя Прилагательное. М.: Самовар, 1996; Здравствуй, дядюшка Глагол. М.: ВАКО, 2012.






Для любых предложений по сайту: [email protected]