Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Согласный звук [Й] и буква И краткое - ЗВУКИ И БУКВЫ
Цель: познакомить учащихся с особенностями буквы Й.
Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать звук [Й] в словах и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письменной форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(КИМы (объяснительный диктант 2, с. 46).)
2. Словарная работа
— Разгадайте слово.
• Первая буква этого слова стоит в алфавите между буквами Т и Ф. (У.)
• Дальше первый слог в слове Россия. (РО.)
• Потом идет второй слог слова кожа. (ЖА.)
• Дальше буква, которая обозначает непарный звонкий, всегда мягкий звук. (Й.)
— Какое слово получилось? (Урожай.)
— Объясните лексическое значение слова урожай. (Количество уродившихся злаков, овощей, фруктов.)
— Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает стихотворение.)
Ну-ка, лайки, лайте дружно.
Букву Й запомнить нужно.
Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая На ее плечах сидит.
— В каких словах услышали звук [Й]? (Лайки, лайте.)
— Что узнали о звуке [Й]? (Голос краток и сердит.)
— Послушайте вот какую историю.
Жила-была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним.
— Вы уже догадались, какая тема урока? (Буква Й.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник, прочитайте тему урока. (Согласный звук [Й] и буква И краткое.)
Упр. 183 (с. 114).
— Прочитайте стихотворение.
— Прочитайте стихотворение медленно и скажите, в каких словах есть звук [Й]. (Иней, ели.)
— Какими буквами обозначен звук [Й]? (Й, Е.)
— Напишите предложение по памяти. Приготовьтесь к письму самостоятельно.
— Закройте учебники, напишите предложение. Проверьте по учебнику.
— Оцените себя.
— Сделайте вывод: как может на письме обозначаться звук [Й]? (Буквами Й, Е, Ё, Ю, Я.)
Упр. 184 (с. 115).
— Вставьте буквы.
— Какие звуки обозначают эти буквы?
V. Физкультминутка
Скачут белочки и зайки —
Раз, два, три, раз, два, три...
Скачут, скачут на лужайке —
(Три прыжка на одной ноге, затем три прыжка на другой.)
Посмотри, посмотри!
(Шесть прыжков на двух ногах.)
Встали — сели, встали — сели,
Вправо-влево поглядели.
(Повороты головы вправо-влево.)
VI. Развитие речи
Упр. 182 (с. 114).
— Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Составить из слов предложения, а из предложений — рассказ.)
— Из каждой цепочки слов составьте предложение.
— Расположите предложения так, чтобы получился рассказ.
— Придумайте заголовок. (“Помощь”.)
— Запишите текст.
— Прочитайте текст. (Ученик читает текст.)
— У кого так же?
— Кто написал по-другому? Прочитайте.
— Кто прав?
VII. Рефлексия
— Что на уроке вам понравилось?
— Какая работа показалась сложной?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что вспомнили на уроке? (Как может обозначаться звук [И].)
— Чему учились? (Составлять предложения из слов и текст из предложений.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 185 (с. 115).