Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания
Урок № 100
Тема: Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. |
Тип: изучение нового материала. |
|||
Задачи: • развивать умение отбирать материал для выборочного изложения; • развивать умение составлять текст с элементами описания с опорой на образец; • развивать умение контролировать написанное, находить и исправлять ошибки. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • анализировать содержание повествовательного текста с элементами описания; • письменно излагать содержание описательной части текста-образца; • проверять написание слов с изученными орфограммами; • находить и исправлять ошибки. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • строить понятное для партнёров монологическое высказывание; • аргументировать своё мнение; • высказывать предположения; • находить дополнительную информацию при работе с текстом; • составлять и редактировать текст. |
Личностные: • проявлять чувства гражданственности, патриотизма, восхищения героическими примерами прошлого; • проявлять эстетический вкус, соприкасаясь с искусством слова, архитектурой. |
||
Межпредметные связи: чтение (пересказ текста). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает прочитать отрывок из стихотворения К. Бальмонта, объяснить, о каких чувствах идёт речь, как можно сохранить память о прошлом. Можно всё заветное покинуть, Можно всё бесследно разлюбить, Но нельзя к минувшему остынуть, Но нельзя о прошлом позабыть. |
• Читают текст. Рассуждают о том, что одним из самых важных чувств является любовь к Родине, память о её прошлом. Сохранить память о прошлом помогают памятники истории и культуры. |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Создаёт условия для знакомства с темой урока, постановки учебной задачи. • Предлагает уточнить признаки текста-описания. |
• Читают название темы, ставят учебную задачу — учиться письменно пересказывать текст с элементами описания. • Называют признаки данного вида текста. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает рассмотреть репродукции картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли», высказать свои впечатления. • Просит предположить, как давно построен храм, в память о каких событиях мог быть построен. Предлагает задать вопросы, на которые хотели бы получить ответы. • Сообщает о том, что храм был построен в честь Изяслава, погибшего в сражении сына Андрея Боголюбского. Возможно, юноша был похоронен на нерлинском холме или в храме. Вернувшись из победоносного похода против волжских булгар, князь скорбел о сыне и сам выбрал место для храма. • Предлагает прочитать текст в упр. 57 в учебнике, найти дополнительную информацию о церкви. • Организует подготовку к написанию выборочного изложения. • Предлагает определить тему всего текста: «В этом тексте говорится о...» • Нацеливает на выделение главной мысли текста: «Автор хотел показать...» • Просит определить тему отрывка, который необходимо пересказать: «В отрывке описывается...» • Организует наблюдение и выделение слов и выражений, позволяющих передать красоту белокаменной церкви. • Предлагает прокомментировать написание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода, других слов с изученными орфограммами. • Создаёт условия для составления и представления устных пересказов. • Организует самостоятельную работу учащихся по редактированию, записи и проверке текста. • Предлагает проверить: Ø соответствует ли текст теме и главной мысли; Ø понятны ли те чувства, которые хотели передать; Ø понятно ли содержание; Ø удачно ли выбраны слова и выражения, не имеется ли повторов; Ø грамотно ли записан текст. • Предлагает домашнее задание — составить полный пересказ текста из упр. 57 в учебнике. |
• Рассматривают репродукции. Делятся впечатлениями. • Высказывают предположения. Задают вопросы. • Воспринимают информацию. Делятся впечатлениями. • Читают текст. Находят дополнительную информацию. Сообщают в классе. • Готовятся к написанию изложения. • Определяют тему — «белая лебедь русской архитектуры». • Выделяют главную мысль — высказать восхищение памятником древнерусского искусства. • Называют тему отрывка — описание церкви. • Перечитывают вторую часть текста. Выясняют значение непонятных слов. Отбирают слова и выражения для текста-описания. • Объясняют написание слов с изученными орфограммами. • Устно пересказывают часть текста. Выслушивают друг друга. При необходимости тексты редактируют. • Записывают в тетрадь. • Проводят самопроверку по выделенным критериям. • Слушают и записывают задание. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает обсудить, какие затруднения встретились при работе над изложением, как удалось их преодолеть, чему следует учиться ещё. |
• Анализируют работу над изложением и результат работы. Выявляют затруднения. Делают выводы. |
|||
Дополнительный материал: репродукции картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли», фотографии церкви Покрова на Нерли зимой, весной, летом, осенью. |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: провести самопроверку написанного текста. |
||||
Дополнительные творческие задания: составить рассказ об одном из архитектурных памятников родного города. |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||