Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания

Урок № 100


Тема: Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение отбирать материал для выборочного изложения;

• развивать умение составлять текст с элементами описания с опорой на образец;

• развивать умение контролировать написанное, находить и исправлять ошибки.

Планируемые результаты

Предметные:

• анализировать содержание повествовательного текста с элементами описания;

• письменно излагать содержание описательной части текста-образца;

• проверять написание слов с изученными орфограммами;

• находить и исправлять ошибки.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• строить понятное для партнёров монологическое высказывание;

• аргументировать своё мнение;

• высказывать предположения;

• находить дополнительную информацию при работе с текстом;

• составлять и редактировать текст.

Личностные:

• проявлять чувства гражданственности, патриотизма, восхищения героическими примерами прошлого;

• проявлять эстетический вкус, соприкасаясь с искусством слова, архитектурой.

Межпредметные связи: чтение (пересказ текста).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать отрывок из стихотворения К. Бальмонта, объяснить, о каких чувствах идёт речь, как можно сохранить память о прошлом.

Можно всё заветное покинуть,

Можно всё бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть.

• Читают текст. Рассуждают о том, что одним из самых важных чувств является любовь к Родине, память о её прошлом. Сохранить память о прошлом помогают памятники истории и культуры.

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для знакомства с темой урока, постановки учебной задачи.

• Предлагает уточнить признаки текста-описания.

• Читают название темы, ставят учебную задачу — учиться письменно пересказывать текст с элементами описания.

• Называют признаки данного вида текста.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает рассмотреть репродукции картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли», высказать свои впечатления.

• Просит предположить, как давно построен храм, в память о каких событиях мог быть построен. Предлагает задать вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

• Сообщает о том, что храм был построен в честь Изяслава, погибшего в сражении сына Андрея Боголюбского. Возможно, юноша был похоронен на нерлинском холме или в храме. Вернувшись из победоносного похода против волжских булгар, князь скорбел о сыне и сам выбрал место для храма.

• Предлагает прочитать текст в упр. 57 в учебнике, найти дополнительную информацию о церкви.

• Организует подготовку к написанию выборочного изложения.

• Предлагает определить тему всего текста: «В этом тексте говорится о...»

• Нацеливает на выделение главной мысли текста: «Автор хотел показать...»

• Просит определить тему отрывка, который необходимо пересказать: «В отрывке описывается...»

• Организует наблюдение и выделение слов и выражений, позволяющих передать красоту белокаменной церкви.

• Предлагает прокомментировать написание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода, других слов с изученными орфограммами.

• Создаёт условия для составления и представления устных пересказов.

• Организует самостоятельную работу учащихся по редактированию, записи и проверке текста.

• Предлагает проверить:

Ø соответствует ли текст теме и главной мысли;

Ø понятны ли те чувства, которые хотели передать;

Ø понятно ли содержание;

Ø удачно ли выбраны слова и выражения, не имеется ли повторов;

Ø грамотно ли записан текст.

• Предлагает домашнее задание — составить полный пересказ текста из упр. 57 в учебнике.

• Рассматривают репродукции. Делятся впечатлениями.

• Высказывают предположения. Задают вопросы.

• Воспринимают информацию. Делятся впечатлениями.

• Читают текст. Находят дополнительную информацию. Сообщают в классе.

• Готовятся к написанию изложения.

• Определяют тему — «белая лебедь русской архитектуры».

• Выделяют главную мысль — высказать восхищение памятником древнерусского искусства.

• Называют тему отрывка — описание церкви.

• Перечитывают вторую часть текста. Выясняют значение непонятных слов. Отбирают слова и выражения для текста-описания.

• Объясняют написание слов с изученными орфограммами.

• Устно пересказывают часть текста. Выслушивают друг друга. При необходимости тексты редактируют.

• Записывают в тетрадь.

• Проводят самопроверку по выделенным критериям.

• Слушают и записывают задание.

Подведение итогов

• Предлагает обсудить, какие затруднения встретились при работе над изложением, как удалось их преодолеть, чему следует учиться ещё.

• Анализируют работу над изложением и результат работы. Выявляют затруднения. Делают выводы.

Дополнительный материал: репродукции картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли», фотографии церкви Покрова на Нерли зимой, весной, летом, осенью.

Диагностика достижения планируемых результатов: провести самопроверку написанного текста.

Дополнительные творческие задания: составить рассказ об одном из архитектурных памятников родного города.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]