Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных - Урок 3

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных - Урок 3

Урок № 105


Тема: Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• развивать умение сравнивать окончания имён прилагательных женского рода единственного числа в винительном и творительном падежах;

• учить записывать предложения, употребляя имена прилагательные в нужной форме;

• учить обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных женского рода в разных падежах.

Планируемые результаты

Предметные:

• сравнивать окончания имён прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах;

• обосновывать и проверять написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода;

• определять падеж имён прилагательных.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• анализировать схемы, приводить примеры к данным схемам;

• находить нужную информацию, составлять и представлять сообщение;

• планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

• проводить самооценку, взаимооценку.

Личностные:

• осознавать важность изучения русского языка.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир (работа со схемами).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает выполнить задание — записать словосочетания в две группы: в первую группу — с именами прилагательными в винительном падеже, во вторую — в творительном падеже, объяснить написание окончаний имён прилагательных.

На нижнюю полку, весеннюю природу, летней погодой, нежной травкой, в первую очередь, маленькой комнатой, в дальнюю рощу, искренней речью, высокой горой, русскую сказку, низкую лестницу, интересной книгой.

• Записывают словосочетания в нужную группу. После выполнения задания доказывают правильность выбора группы — объясняют, как определили падеж имени прилагательного, называют окончания имён прилагательных в винительном и творительном падежах.

Мотивация познавательной деятельности

• Помогает определить тему, учебную задачу.

• Называют тему урока, ставят учебную задачу — учиться писать безударные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа в винительном и творительном падежах.

Организация познавательной деятельности

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 71 в учебнике, нацеливает на составление сообщения по схеме.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 72 в учебнике.

• Предлагает провести эксперимент-наблюдение за употреблением окончаний имён прилагательных в творительном падеже по заданию к упр. 73 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 74 в учебнике.

• Предлагает выполнить дополнительное задание — составить и записать словосочетания, определить падеж, выделить окончания, провести взаимопроверку в парах.

смотреть на (пушистая рыжая лисичка)

любоваться (пушистая рыжая лисичка)

переплыть (глубокая бурная река)

пролететь над (глубокая бурная река)

задуматься над (трудная задача)

решить (трудная задача)

прочитать (новая интересная книга)

познакомился с (новая интересная книга)

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 47 в рабочей тетради.

• Рассматривают схемы. Находят нужную информацию. Составляют сообщение об именах прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах. Приводят свои примеры.

• Читают задание. Самостоятельно записывают предложения, вставляя пропущенные буквы. По окончании работы объясняют написание падежных окончаний имён прилагательных. Проводят самопроверку и самооценку.

• Читают отрывок из стихотворения И. Бунина. Заменяют выделенное окончание по заданию упражнения. Наблюдают, изменился ли смысл, мелодика поэтической речи. Делают вывод о том, что в книжной и поэтической речи используются оба варианта окончаний. Определяют, какие окончания к какому типу речи относятся. Сверяют сделанный вывод с информацией в учебнике на с. 35.

• Читают отрывки стихотворений. Обсуждают выбор окончаний. Объясняют свою позицию.

• Слушают и выполняют задание. По окончании в парах проводят взаимопроверку и взаимооценку.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Организует обсуждение — просит высказать своё мнение о том, каких результатов достигли в течение урока, какие затруднения возникли, над какими заданиями следует работать ещё.

• Включаются в беседу. Высказывают мнения. Выявляют причины успеха/ неуспеха. Планируют дальнейшую деятельность.

Дополнительный материал: подготовиться и записать текст по памяти.

Встаёт заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк.

(А. Пушкин)

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 48 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: в тексте знакомых литературных произведений найти имена прилагательные, объяснить их роль.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]