Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Однородные члены предложения - Урок 2
Урок № 13
Тема: Однородные члены предложения. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • создавать условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными членами; • формировать умение расставлять пунктуационные знаки в предложении с однородными членами; • развивать умение составлять предложения с однородными членами. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте; • определять, каким членом предложения являются однородные члены; • распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова; • соблюдать интонацию перечисления в предложении с однородными членами. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • анализировать информацию, представленную в таблице; • составлять и представлять сообщение; • делать вывод на основе наблюдений; • выделять общие признаки группы, выделять лишнее. |
Личностные: • выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
|
Межпредметные связи: чтение (составление сообщений-презентаций). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. I; рабочая тетрадь, ч. I; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Предлагает ответить на вопросы, составить разные предложения. Во время работы просит наблюдать, какие предложения выражают мысль наиболее точно. 1. Какие птицы улетают осенью на юг? 2. Какие весенние цветы ты знаешь? 3. Какими красками раскрашивает осень листья деревьев и кустарников? 4. Как ты помогаешь родителям по хозяйству? |
• Отвечают на вопросы. Составляют и называют разные виды предложений. По итогам наблюдений делают вывод о том, что наиболее точно и понятно выражают мысль предложения с однородными членами. Обобщают сведения, полученные на предыдущем уроке. |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Включает учащихся в беседу. Предлагает определить, кто из детей выполнил задание (составить предложение с однородными членами) верно. Помогает сформулировать тему урока, учебную задачу. Катя составила так: Выглянуло яркое солнце, его лучи осветили землю. Слава предложил такой вариант: Выглянуло яркое солнце и осветило землю. |
• Обсуждают составленные предложения. Делают вывод о том, что Слава выполнил задание верно, а Катя составила не предложение с однородными членами, а сложное предложение. Доказывают своё мнение. Определяют тему, ставят учебную задачу — учиться распознавать предложения с однородными членами. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Создаёт условия для работы по заданию к упр. 35 в учебнике. Обращает внимание на условное обозначение — задание повышенной трудности. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Организует самостоятельное выполнение учащимися задания к упр. 41 в рабочей тетради. • Предлагает самостоятельно выполнить упр. 36 в учебнике, понаблюдать и ответить на вопрос, могут ли второстепенные члены предложения иметь при себе зависимые слова. • Организует работу в парах по заданию к упр. 42 в рабочей тетради. • Организует групповую деятельность учащихся по заданию к упр. 37 в учебнике. Просит прочитать задание, предложить варианты оформления сообщения по информации, представленной в таблице, разделиться на группы. • Предлагает выполнить задание повышенной трудности к упр. 38 в учебнике, выбрав форму работы — индивидуально или в парах. • Предлагает ознакомиться с домашним заданием — упр. 43 в рабочей тетради. |
• Читают задание самостоятельно. Выбирают форму работы. Выполняют задание. По окончании представляют полученные результаты. Делают выводы о связи однородных членов между собой перечислительной интонацией и о выделении запятыми. Соотносят сделанные выводы с информацией, представленной на с. 28 в учебнике. • Читают задание. Планируют последовательность действий. По окончании работы в парах проводят взаимопроверку и взаимооценку. Если возникают спорные вопросы, обсуждают в классе. • Читают задание. Списывают текст, выделяют грамматические основы предложений. Объясняют постановку запятых в предложении. Доказывают, что выделенные слова являются однородными сказуемыми, которые имеют при себе зависимые слова, приводят примеры. Соотносят сделанный вывод с информацией в учебнике на с. 29. • Читают и выполняют задание. В парах обсуждают выбор лишнего слова. Составляют предложение с однородными членами, доказывают друг другу правильность выполнения задания. • Читают задание. Предлагают варианты: подготовить сообщение по заранее составленному плану; подготовить сообщение, проиллюстрировать плакатом; подготовить сообщение со своими примерами и др. Делятся на группы, распределяют обязанности. По окончании представляют сообщения об однородных членах предложения. Называют достоинства и недостатки выступления групп. • Читают задание. Определяют форму работы. По окончании объясняют постановку запятых в предложении. Обобщают сведения об однородных членах предложения. • Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
||
Подведение итогов |
|||
• Инициирует обсуждение трудностей, возникших при выборе форм работы, при организации деятельности в парах, группах. |
• Анализируют парную и групповую деятельность, выявляют трудности, возникшие в ходе работы, предлагают варианты выхода из сложившихся ситуаций. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (задание конструктивного характера, с. 110, задание 1). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задания. 1. Определить, какое утверждение верно. а) Однородными могут быть только главные члены предложения. б) Однородными могут быть только второстепенные члены предложения. в) Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. 2. Прочитать предложения. Расставить знаки препинания. а) Папа нашёл в лесу подосиновики подберёзовики сыроежки. б) В портфелях у школьников лежат ручки карандаши тетради. |
|||
Дополнительные творческие задания: подготовить презентацию на тему «Однородные члены предложения». |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|