Запятая между однородными членами, соединёнными союзами

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами

Урок № 14


Тема: Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• способствовать развитию умения распознавать предложения с однородными членами без союзов и с союзами;

• формировать умение расставлять запятые в предложениях с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

• развивать умение составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Планируемые результаты

Предметные:

• распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте;

• составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

• объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами;

• расставлять знаки препинания в предложениях е однородными членами.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• выявлять достаточность или недостаточность информации;

• находить источники информации;

• работать со схемами предложений.

Личностные:

• проявлять интерес к изучаемому предмету.

Межпредметные связи: чтение (работа над выразительностью чтения).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Проводит восстановленный диктант. Читает текст, предлагает выписать из каждого предложения сначала однородные члены предложения, а затем записать по памяти всё предложение.

По опушкам лесов растут красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые подберёзовики, скользкие грузди и душистые рыжики.

• Слушают текст, выполняют задание. После записи текста диктанта проводят самопроверку и самооценку — соотносят с образцом.

Мотивация познавательной деятельности

• Создаёт проблемную ситуацию — просит объяснить постановку запятых в предложении из восстановленного диктанта. Предлагает обратиться к информации в учебнике, нацеливает на формулирование темы, учебной задачи.

• Выявляют недостаточность знаний о постановке пунктуационных знаков. Находят с. 30 в учебнике, читают тему, формулируют учебную задачу — учиться ставить запятые между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает выполнить задание к упр. 39 в учебнике — провести наблюдение за постановкой запятых в предложении с однородными членами без союзов и с союзом и.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 40 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по выбору. Базовый уровень. Составить из каждой пары предложений одно, но с однородными членами. Расставить запятые.

Искры от костра извивались. Они падали и шипели.

Лисята гонялись друг за другом. Они толкались и кусались.

Ласточка летает с раскрытым клювом. Она ловит добычу на лету. Повышенный уровень. Задание к упр. 41 в учебнике.

• Предлагает выполнить задание к упр. 42 в учебнике — провести наблюдение за постановкой запятых в предложении с однородными членами с союзами а, но.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 43 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 45 в рабочей тетради.

• Читают пары предложений, соотносят со схемами, сравнивают и делают вывод, когда между однородными членами предложения ставится запятая, а когда не ставится. Проверяют правильность сделанных выводов по информации, представленной в учебнике на с. 31.

• Читают задание. Расставляют, где нужно, запятые. Объясняют, опираясь на изученное правило. Читают предложение с правильной интонацией.

• Читают и выбирают задания в зависимости от уровня усвоения учебного материала. Выполняют задание. По окончании работы, если возникают вопросы, обсуждают.

• Читают предложения, соотносят со схемами, сравнивают и делают вывод о том, что в предложении с однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая. Проверяют правильность сделанных выводов по информации, представленной в учебнике на с. 32.

• Читают стихи. Обсуждают содержание по вопросам. Объясняют постановку знаков препинания. Готовятся и записывают один из отрывков по памяти. После записи соотносят с образцом, проводят самопроверку и самооценку.

• Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает перечитать текст восстановленного диктанта, записанного в начале урока, объяснить постановку запятых. Просит соотнести учебную задачу и результаты учебной деятельности на уроке, сделать выводы.

• Возвращаются к записанному тексту, объясняют постановку знаков препинания, опираясь на правила, изученные на уроке. Делают выводы о выполнении или невыполнении учебной задачи. Планируют дальнейшую деятельность.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (задание конструктивного характера, с. 110, задания 3, 4).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 44 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить памятку о постановке запятых в предложении с однородными членами без союзов и с союзами.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]