Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы и омонимы
Урок № 23
Тема: Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы и омонимы. |
Тип: изучение нового материала. |
|||||
Задачи: • развивать умение определять лексическое значение слов по тексту или по толковому словарю; • учить распознавать синонимы, антонимы, омонимы; • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас. |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные: • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; • различать синонимы, антонимы, омонимы; • подбирать к слову синонимы, антонимы. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • высказывать и обосновывать своё мнение; • анализировать представленную схему; • составлять сообщение по схеме; • осуществлять продуктивное сотрудничество в группах; • договариваться о распределении ролей и обязанностей в группе. |
Личностные: • уважительно относиться к родному языку, русскому слову. |
||||
Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса). |
||||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
||||||
Ход урока |
||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||||
Мотивация познавательной деятельности |
||||||
• Предлагает прочитать высказывание, объяснить его смысл, привести доказательства того, что слово достойно называться чудом. «Если в мире есть вещи, достойные названия „чуда“, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». (Л. Успенский) • Предлагает найти в учебнике с. 47, прочитать тему, сформулировать учебную задачу. |
• Читают высказывание. Рассуждают, высказывают свои мнения. • Читают тему: «Синонимы, антонимы и омонимы». Определяют учебную задачу — уточнить, какие слова называются синонимами, антонимами и омонимами, учиться употреблять их в речи. |
|||||
Актуализация необходимых знаний |
||||||
• Предлагает обратиться к упр. 69 в учебнике, вспомнить, опираясь на рисунки, какие слова называются синонимами, антонимами и омонимами. |
• Рассматривают рисунки. Вспоминают, чем различаются синонимы, антонимы и омонимы. Составляют предложения. |
|||||
Организация познавательной деятельности |
||||||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по заданию к упр. 70 в учебнике. Просит обратить внимание на вопрос, какой частью речи является каждая пара синонимов, антонимов, омонимов. • Создаёт условия для самостоятельной работы в парах по заданию к упр. 66 в рабочей тетради. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 67 в рабочей тетради, нацеливает на работу с орфографическим словарём. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по выполнению задания к упр. 68 в рабочей тетради. • Предлагает выполнить упр. 69 в рабочей тетради, нацеливает на работу с орфографическим словарём. • Предлагает подвести промежуточные итоги: обобщить сведения о синонимах и антонимах, определить, решена ли поставленная задача, спланировать дальнейшую деятельность. • Организует работу в парах по заданию к упр. 71 в учебнике. Нацеливает на работу со словарём омонимов в учебнике. • Создаёт условия для выполнения задания по выбору — упр. 71 или упр. 72 в рабочей тетради. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 73 в учебнике. |
• Обсуждают в парах схему, представленную в упражнении, уточняют информацию о синонимах, антонимах, омонимах. Сравнивают пары. Делают вывод о том, что синонимы, антонимы и омонимы чаще всего являются словами одной части речи. Проверяют себя по учебнику (с. 48). • Читают задание. Определяют последовательность действий. Выполняют упражнение. По окончании проводят взаимопроверку. • Читают задание. Планируют действия. Подбирают синонимы. Выделяют изученные орфограммы. При необходимости обращаются за помощью к одноклассникам. • Читают задание к упражнению. Находят слова, которые не являются синонимами. Объясняют свой выбор. Составляют предложения. • Самостоятельно читают задание. Подбирают и записывают антонимы. Выделяют изученные орфограммы. Если нужна дополнительная информация, обращаются к одноклассникам. • Готовят сообщения о синонимах и антонимах с собственными примерами. Планируют повторить сведения об омонимах. • Читают и выполняют задание в парах. Обсуждают лексическое значение слов. Составляют предложения. • Читают задания к упражнениям. Делают выбор. Выполняют самостоятельно. По окончании проводят самопроверку. Если в ходе выполнения возникли вопросы, обсуждают в классе. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
|||||
Подведение итогов |
||||||
• Организует работу в группах. Предлагает объединиться по желанию в группы для работы над темами «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы», составить план работы над сообщением по выбранной теме, подготовить и проиллюстрировать своё сообщение, составить одно-два задания для одноклассников. |
• Делятся на группы (количество групп зависит от числа учащихся в классе). Выбирают тему. Планируют деятельность в группе, продумывают план сообщения, форму выступления, иллюстративный материал и др. Распределяют обязанности. Работают над сообщением. Представляют полученные результаты. Отмечают достоинства и недостатки выступлений групп. Подводят итоги урока. |
|||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 112, задания 3, 4, 7). |
||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 72 в учебнике. |
||||||
Дополнительные творческие задания: ответить на вопросы. Найти или составить вопросы по аналогии. 1. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке.) 2. Какой бор не имеет листвы? (Бор — химический элемент и бор — медицинский инструмент.) 3. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом, который является родником, источником или музыкальным знаком, например скрипичным ключом.) 4. Какой пар не способен подниматься? (Пар — пашня, земля, не занятая посевами.) 5. Всякий ли барабан — музыкальный инструмент? (Нет. Барабаном называют также деталь машин и механизмов.) 6. У каких башмаков не бывает каблуков? (У тормозных башмаков. Башмак — колодка для торможения колёс вагонов.) 7. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.) 8. Какое коромысло может порхать? (Стрекоза. Одна из разновидностей стрекоз называется коромыслом.) |
||||||
Самоанализ |
||||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||||