Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы и омонимы

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы и омонимы

Урок № 23


Тема: Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы и омонимы.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение определять лексическое значение слов по тексту или по толковому словарю;

• учить распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

• развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

• различать синонимы, антонимы, омонимы;

• подбирать к слову синонимы, антонимы.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• высказывать и обосновывать своё мнение;

• анализировать представленную схему;

• составлять сообщение по схеме;

• осуществлять продуктивное сотрудничество в группах;

• договариваться о распределении ролей и обязанностей в группе.

Личностные:

• уважительно относиться к родному языку, русскому слову.

Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать высказывание, объяснить его смысл, привести доказательства того, что слово достойно называться чудом.

«Если в мире есть вещи, достойные названия „чуда“, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». (Л. Успенский)

• Предлагает найти в учебнике с. 47, прочитать тему, сформулировать учебную задачу.

• Читают высказывание. Рассуждают, высказывают свои мнения.

• Читают тему: «Синонимы, антонимы и омонимы». Определяют учебную задачу — уточнить, какие слова называются синонимами, антонимами и омонимами, учиться употреблять их в речи.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает обратиться к упр. 69 в учебнике, вспомнить, опираясь на рисунки, какие слова называются синонимами, антонимами и омонимами.

• Рассматривают рисунки. Вспоминают, чем различаются синонимы, антонимы и омонимы. Составляют предложения.

Организация познавательной деятельности

• Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по заданию к упр. 70 в учебнике. Просит обратить внимание на вопрос, какой частью речи является каждая пара синонимов, антонимов, омонимов.

• Создаёт условия для самостоятельной работы в парах по заданию к упр. 66 в рабочей тетради.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 67 в рабочей тетради, нацеливает на работу с орфографическим словарём.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по выполнению задания к упр. 68 в рабочей тетради.

• Предлагает выполнить упр. 69 в рабочей тетради, нацеливает на работу с орфографическим словарём.

• Предлагает подвести промежуточные итоги: обобщить сведения о синонимах и антонимах, определить, решена ли поставленная задача, спланировать дальнейшую деятельность.

• Организует работу в парах по заданию к упр. 71 в учебнике. Нацеливает на работу со словарём омонимов в учебнике.

• Создаёт условия для выполнения задания по выбору — упр. 71 или упр. 72 в рабочей тетради.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 73 в учебнике.

• Обсуждают в парах схему, представленную в упражнении, уточняют информацию о синонимах, антонимах, омонимах. Сравнивают пары. Делают вывод о том, что синонимы, антонимы и омонимы чаще всего являются словами одной части речи. Проверяют себя по учебнику (с. 48).

• Читают задание. Определяют последовательность действий. Выполняют упражнение. По окончании проводят взаимопроверку.

• Читают задание. Планируют действия. Подбирают синонимы. Выделяют изученные орфограммы. При необходимости обращаются за помощью к одноклассникам.

• Читают задание к упражнению. Находят слова, которые не являются синонимами. Объясняют свой выбор. Составляют предложения.

• Самостоятельно читают задание. Подбирают и записывают антонимы. Выделяют изученные орфограммы. Если нужна дополнительная информация, обращаются к одноклассникам.

• Готовят сообщения о синонимах и антонимах с собственными примерами. Планируют повторить сведения об омонимах.

• Читают и выполняют задание в парах. Обсуждают лексическое значение слов. Составляют предложения.

• Читают задания к упражнениям. Делают выбор. Выполняют самостоятельно. По окончании проводят самопроверку. Если в ходе выполнения возникли вопросы, обсуждают в классе.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Организует работу в группах. Предлагает объединиться по желанию в группы для работы над темами «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы», составить план работы над сообщением по выбранной теме, подготовить и проиллюстрировать своё сообщение, составить одно-два задания для одноклассников.

• Делятся на группы (количество групп зависит от числа учащихся в классе). Выбирают тему. Планируют деятельность в группе, продумывают план сообщения, форму выступления, иллюстративный материал и др. Распределяют обязанности. Работают над сообщением. Представляют полученные результаты. Отмечают достоинства и недостатки выступлений групп. Подводят итоги урока.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 112, задания 3, 4, 7).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 72 в учебнике.

Дополнительные творческие задания: ответить на вопросы. Найти или составить вопросы по аналогии.

1. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке.)

2. Какой бор не имеет листвы? (Бор — химический элемент и бор — медицинский инструмент.)

3. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом, который является родником, источником или музыкальным знаком, например скрипичным ключом.)

4. Какой пар не способен подниматься? (Пар — пашня, земля, не занятая посевами.)

5. Всякий ли барабан — музыкальный инструмент? (Нет. Барабаном называют также деталь машин и механизмов.)

6. У каких башмаков не бывает каблуков? (У тормозных башмаков. Башмак — колодка для торможения колёс вагонов.)

7. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)

8. Какое коромысло может порхать? (Стрекоза. Одна из разновидностей стрекоз называется коромыслом.)

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]