Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

Урок № 59


Тема: Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• учить сравнивать формы одушевлённых имён существительных в именительном, винительном и родительном падежах;

• учить находить способы распознавания одушевлённых имён существительных в именительном, винительном и родительном падежах;

• развивать умение определять падеж и склонение имён существительных в косвенных падежах.

Планируемые результаты

Предметные:

• называть признаки имён существительных в именительном, винительном и родительном падежах;

• знать способы распознавания одушевлённых имён существительных в именительном, винительном и родительном падежах;

• составлять текст ма предложенную тему.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• делать выводы на основе сравнения;

• доказывать правильность выполнения задания;

• находить дополнительную информацию в разных источниках, преобразовывать и представлять её.

Личностные:

• проявлять уважительное отношение к хлебу, труду хлеборобов.

Межпредметные связи: чтение (работа с текстом).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Вовлекает учащихся в беседу — предлагает обсудить смысл высказывания. Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже самый грубый — возвышается до творчества. (Максим Горький)

Просит уточнить, можно ли применить этот афоризм к учебной деятельности.

• Читают афоризм, объясняют его смысл. Высказывают разные точки зрения. Выслушивают друг друга.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает найти страницу в учебнике с темой урока, назвать, вспомнить, почему может возникнуть затруднение при различении именительного, винительного и родительного падежей у одушевлённых имён существительных, определить учебную задачу.

• Находят е. 111 в учебнике, читают тему урока. Опираясь на ранее изученный материал, объясняют, что данные падежи частично имеют одинаковые вопросы. поэтому возникают затруднения при их определении. Формулируют учебную задачу — учиться различать именительный, винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных.

Организация познавательной деятельности

• Организует наблюдение в парах за изменением одушевлённых имён существительных по заданию к упр. 201 в учебнике.

• Предлагает записать с комментированием пары предложений, определить падеж одушевлённых имён существительных.

На белом снегу были хорошо видны следы лисицы.— Охотник издалека заметил в кустах лисицу.

У взрослой цапли размах крыльев достигает двух метров.— На болотах можно часто увидеть цаплю.

Заяц убежал от волка.— Мальчик придумал историю про волка.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 204. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 202 в учебнике.

• Просит объяснить лексическое значение слова хлебороб, составить с этим словом словосочетания, предложения.

• Предлагает продолжить работу над словом хлебороб по заданию к упр. 203 в учебнике. Вовлекает учащихся в беседу о значении хлеба в жизни человека, о значимости груда хлебороба.

• Знакомит с домашним заданием — упр. 141 в рабочей тетради.

• Читают и выполняют задание. Сравнивают окончания имён существительных в именительном, винительном и родительном падежах. Делают выводы. Высказывают мнение о том, как распознают одушевлённые имена существительные в данных падежах.

• Записывают предложения. Выполняют задание самостоятельно. По окончании объясняют действия для определения падежа одушевлённых имён существительных.

• Читают задание. Выбирают форму работы. Проговаривают порядок действий для определения падежа имён существительных. Выполняют задание. По окончании представляют результаты. Доказывают правильность выполнения задания.

• Читают задание. Сообщают, как определить падеж выделенного имени существительного. Обобщают сведения, полученные на уроке, о различении именительного, винительного и родительного падежей одушевлённых имён существительных.

• Объясняют значение, опираясь на личный опыт, проверяют по толковому словарю, составляют словосочетания и предложения.

• В совместной деятельности с опорой на дополнительные источники информации рассказывают о том, как люди выращивают хлеб, называют профессии этих людей, объясняют важность их труда. Устно составляют текст на предложенную тему, рассказывают в классе, дополняют друг друга.

• Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Вовлекает учащихся в диалог, предлагает подвести итоги урока: чему планировали учиться, чему научились, что ещё предстоит сделать, просит проанализировать возникшие затруднения.

• Высказывают своё мнение. Дополняют ответы одноклассников. Делают выводы.

Дополнительный материал: подборка слайдов о труде хлебороба, репродукции картин И. И. Шишкина «Рожь», Т. Н. Яблонской «Хлеб». Подборка художественной литературы по теме: М. Пришвин «Лисичкин хлеб», украинская сказка «Колосок», А. Мусатов «Как хлеб на стол пришёл», Н. Семёнова «Хлебушко», Е. Пермяк «Колосок», Л. Извекова «Что всего дороже?», Ю. Жадовская «Нива, моя нива», С. Шуртаков «Зерно упало в землю» и др.

Диагностика достижения планируемых результатов: определить падеж имён существительных.

Видел рысь, приехал от сестры, летит птица, заметил скворца, нарисовал маму, покормил котёнка.

Дополнительные творческие задания: составить текст-рассуждение на тему «Хлебороб — важная профессия».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]