Дательный падеж

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Дательный падеж

Урок № 61


Тема: Дательный падеж.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение выделять признаки имён существительных в дательном падеже;

• формировать умение использовать имена существительные в форме дательного падежа;

• учить объяснять написание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже.

Планируемые результаты

Предметные:

• называть признаки имён существительных в дательном падеже;

• выбирать способы проверки безударных окончаний имён существительных в дательном падеже;

• объяснять написание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже;

• сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е, -и.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

• работать с табличной формой представления информации;

• активно сотрудничать при работе в группах или в парах;

• находить способы выхода из конфликтных ситуаций.

Личностные:

• осознавать значимость межличностных отношений, умения сохранять дружественные отношения с окружающими.

Межпредметные связи: чтение (работа с пословицами, афоризмами).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает найти в учебнике страницу с новой темой, прочитать, заполнить таблицу:

• Находят в учебнике с. 113, читают название темы. Заполняют графы таблицы. Обсуждают с одноклассниками.

• Определяют учебную задачу — уточнить признаки, по которым можно определить дательный падеж имён существительных, учиться писать безударные окончания имён существительных в дательном падеже.


Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Источник информации







• На основе данных таблицы просит сформулировать задачу.


Актуализация необходимых знаний

• Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 208 в учебнике — составить сообщение об именах существительных в дательном падеже по таблице.

• Задаёт проблемный вопрос: Как проверить написание безударного окончания имён существительных в дательном падеже?

• Ищут информацию в таблице. Составляют план сообщения. Представляют информацию.

• Уточняют известные способы проверки написания безударных окончаний.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для наблюдения за написанием окончаний имён существительного в дательном падеже по заданию к упр. 144 в рабочей тетради.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 210 в учебнике. Предлагает выбрать форму работы.

• Предлагает выполнить задание к упр. 211 в учебнике. Обращает внимание на то, что это задание повышенной трудности. Просит уточнить, где можно получить информацию при возникновении затруднений.

• Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 209 в учебнике. Предлагает объяснить написание окончаний имён существительных в дательном падеже, подготовиться к письму по памяти.

• Организует обсуждение, справедливы ли эти слова. В качестве дополнительного задания может предложить объяснить смысл пословицы «Худой мир лучше доброй ссоры», а затем в группах или в парах составить советы одноклассникам, как избегать конфликтных ситуаций.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 145 в рабочей тетради.

• Читают задание. Объясняют смысл стихотворения. Находят имена существительные в дательном падеже. Выделяют склонение и окончание. Делают вывод о том, какие окончания могут быть у данных имён существительных в 1, 2 и 3-м склонении.

• Читают задание. Предполагают, что у имён существительных в форме дательного падежа будут разные окончания, так как они относятся к разным склонениям. Выбирают форму работы — индивидуально или в парах. Выполняют задание. По окончании проверяют своё предположение — называют выделенные окончания, обобщают, какие окончания пишутся у имён существительных в дательном падеже.

• Читают задание. Планируют действия. Уточняют, что помощь или дополнительную информацию можно получить в учебнике или обратиться к одноклассникам с вопросами. Выполняют задание. После выполнения доказывают, что задание выполнено верно, обосновывают своё мнение. Обобщают, как можно проверить безударные окончания имён существительных в форме дательного падежа.

• Читают и выполняют задание самостоятельно. После написания текста по памяти проводят самопроверку — соотносят с образцом. Делают вывод по изучаемой теме.

• Включаются в обсуждение смысла данных фраз. Объясняют значение пословицы. Делают умозаключения. В парах или группах составляют советы, зачитывают их одноклассникам. Обсуждают, выбирают те, которые реально могут помочь.

• Читают задание. Комментируют выполнение.

Подведение итогов

• Предлагает обратиться к таблице, заполненной в начале урока, сделать сообщение о результатах работы на уроке.

• Обращаются к таблице. Составляют сообщение: что знали по теме урока, чего не знали, но хотели узнать, чему научились, с какими источниками информации работали.

Дополнительный материал: пословицы, поговорки, афоризмы о мире и дружбе.

Диагностика достижения планируемых результатов: записать слова в дательном падеже, используя предлоги. Указать склонение, выделить окончания. Лестница, берёза, встреча, клубника, озеро, солнце, клён, сирень, тень.

Дополнительные творческие задания: сочинить сказку о городе, в котором люди никогда не ссорятся.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]