Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Дательный падеж - Урок 2
Урок № 62
Тема: Дательный падеж. |
Тип: повторение изученного материала. |
||||
Задачи: • развивать умение объяснять написание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже; • развивать умение сравнивать написание безударных окончаний имён существительных в дательном и родительном падежах; • учить контролировать правильность написания безударного падежного окончания имён существительных. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • выбирать способы проверки безударных окончаний имён существительных в дательном падеже; • объяснять написание безударных окончаний имён существительных в дательном и родительном падежах; • сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е, -и. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • объединять предметы в группы по общим признакам; • делать выводы на основе анализа и сравнения; • осуществлять самооценку; • выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
Личностные: • осознавать важность труда, ценить человеческие качества — трудолюбие, старательность. |
|||
Межпредметные связи: чтение (работа с пословицами). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Предлагает прочитать слова, разделить на группы. К дедушке, от пыли, из моркови, по сирени, от гибели, к постели, к девочке, от речки, около дороги, по границе, возле берёзки, по скатерти, к роще, из сказки. |
• Читают слова. Обсуждают варианты деления на группы — по склонениям или по падежам. |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Задаёт проблемный вопрос: Для чего нужно уметь определять склонение и падеж имён существительных? • Помогает определить тему, поставить задачу, опираясь на выполненное задание. • Просит уточнить личные задачи каждого учащегося, продолжив фразы: Хочу понять...; Хочу учиться находить...; Хочу запомнить...; Хочу учиться проверять... И т. п. |
• Делают вывод о том, что от склонения и падежа зависит написание безударного окончания имён существительных. • Определяют тему. Ставят учебную задачу урока — учиться писать безударные окончания имён существительных в дательном и родительном падежах. • Уточняют, чему планируют учиться на уроке. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 213 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 146 в рабочей тетради. Предлагает выбрать форму работы. • Предлагает составить сообщение о правописании окончаний имён существительных разных склонений в родительном и дательном падежах по заданию к упр. 147 в рабочей тетради. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 215 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 214 в учебнике. • Вовлекает в диалог для подготовки к составлению текста по данным пословицам. Предлагает уточнить, как можно сочинить сказку или рассказ. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 212 в учебнике. |
• Самостоятельно читают и выполняют задание. Делают вывод о том, что у имён существительных 1-го склонения в родительном и дательном падежах разные окончания, а у имён существительных 3-го склонения в этих падежах окончания одинаковые. • Читают задание. Комментируют, какие действия необходимо выполнить, чтобы правильно написать окончания имён существительных. Выбирают, будут работать в паре или индивидуально. По окончании работы представляют и обсуждают результаты выполнения. • Читают и выполняют задание. Составляют сообщение об окончаниях имён существительных в родительном и дательном падежах. • Самостоятельно читают задание. Планируют действия. Выполняют задание. По окончании работы доказывают правильность выполнения. • Читают задания. Планируют деятельность. Составляют и записывают пословицы, объясняют написание безударных окончаний имён существительных. Определяют общую тему пословиц. По возможности приводят свои примеры на эту тему. • Рассуждают о том, что при составлении рассказа речь пойдёт о герое, который не любил трудиться. В результате произошло некое событие, которое его проучило или вызвало смех у окружающих его людей. При составлении сказки герой и события могут быть вымышленными, но сюжет может быть похожим. Обращают внимание на то, что пословица может быть вступлением или заключением. Составляют рассказ или сказку по выбору. Представляют в классе. Выслушивают друг друга. Обмениваются мнениями. • Читают задание. Комментируют выполнение. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Предлагает вспомнить общую учебную задачу и те задачи, которые каждый ученик ставил перед собой на урок, оценить степень выполнения. |
• Уточняют поставленные задачи. Делают выводы. Выявляют причины успешности / неуспешности. |
||||
Дополнительный материал: зрительный диктант. Горькая вода. Толя с Витей возвращались после прогулки в лагерь и встретили старушку с ведром воды. Пройдёт старушка пару шагов — стоит, отдыхает. Витя побежал помочь старушке. Толя пытался остановить товарища: всем не поможешь, но Витя не послушал его и помог бабушке отнести ведро. В субботу Толя один шёл по лесу. Мальчику захотелось пить. Решил он зайти в первую избу и попросить воды. Только открыл дверь — увидел ту самую старушку. — Пей, сыночек, пей! — ласково сказала старушка и дала ему воды. Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выскочил на улицу. Вода показалась ему горькой. (По В. Осеевой) |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: указать склонение, падеж имён существительных, вписать окончания. Бежал по дорог... , рос у дорог...; ехал по площад... , жил возле площад... , подлетел к черёмух... , ветка черёмух... , вырос у опушк... , подъехали к опушк... . |
|||||
Дополнительные творческие задания: составить текст-рассуждение на тему «Охранять природу — значит охранять родину». |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||