Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОРФОГРАММА «НЕ С ГЛАГОЛАМИ» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - ГЛАГОЛ
1. Словарный диктант.
2. Почему люди создали правила поведения? Какое из положений вам кажется наиболее значимым? Спишите его.
3. Творческая работа.
3.1. Составление сложноподчиненных предложений по повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».
Учитель. Обратим внимание на способность глагола в главном предложении «требовать» разъяснения в придаточном предложении.
Тёма / мальчик / малыш / верный друг
не догадывался (о чем?), куда... (подевалась Жучка...);
не чувствовал (что?), как... (жар разгорался в его теле...);
не предполагал (что?), что... (могли так жестоко поступить с собакой...);
не заметил (что?), как... (исчезла Жучка...);
не ожидал (чего?), что... (будет так страшно...);
не думал (что?), что... (ему придется спускаться в колодец...);
не представлял себе (что?), как... (спасти Жучку...);
не подозревал (что?), что... (петля соскочит...);
не знал (что?), куда... (подевалась любимица...);
продумал (что?), как... (помочь лохматому другу...);
боялся (чего?), как... (бы не задохнуться...);
предчувствовал (что?), что... (на него накатывается нечто тяжелое, удушливое, жуткое...);
увидел (что?), как... (блеснула во мраке черная вонючая вода...);
боялся (чего?), что... (Жучка погибнет...);
радовался (чему?), что... (Жучка отвечает ему радостным визгом...);
расстроился (почему?), что... (Жучка свалилась в грязь...)...
3.2. Расскажите, как Вы воспитываете свою собаку (кошку, козочку, черепашку...). Какие из данных глаголов-названий действий, процессов, состояний используете в сочинении?
Не позволяю, не забываю, не уговариваю, не оставляю, не разрешаю...
Кормлю, играю, беспокоюсь, забочусь, причесываю, мою, угощаю, устроил, постелил, приготовил...
4. Подведение итогов работы.
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.