Имена существительные собственные и нарицательные - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Имена существительные собственные и нарицательные - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Цели урока: научить распознавать нарицательные и собственные существительные, употреблять заглавные буквы в именах собственных, заключать названия книг, газет в кавычки, разграничивать омонимичные формы собственных и нарицательных имён.

Личностные УУД. Развитие морального сознания. Регулятивные УУД. Целеполагание. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Групповая работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Непростое решение”: какие из слов являются одушевлёнными?

Кукла, народ, молодёжь, туз, снеговик, группа, детвора, мертвец.

Одушевлённые: кукла, туз, снеговик, мертвец. Вывод: деление существительных на одушевлённые — неодушевлённые не всегда совпадает с делением на живое и неживое в природе.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

Чтение выписанных дома предложений сопровождается графическим диктантом, у доски двое учащихся выписывают из прочитанных предложений существительные, определяют, к какой группе они относятся. Если в работе встречаются имена собственные, комментируется их написание.

III. Изучение темы урока.

В учебнике содержится большой и интересный материал по теме, который проработать на одном уроке трудно. Можно организовать работу по группам, чтобы все представленные тексты были задействованы.

1. Чтение и анализ материала для наблюдений (с. 52), составление тезисного плана (определение основных понятий). Теоретический материал учащиеся перерабатывают в вопросный план.

2. Упр. 489, обсуждение содержания, работа со словариком: Великая Отечественная война, Бородино, самоотверженность, сочетаются и др.

3. Групповая работа: по жребию выполняются задания к упр. 491 (3 группы), 493, 496 (3 группы). В каждой из шести групп проходит мини-конкурс “Кто больше придумает слов?”, затем группа отчитывается о выполнении работы. Индивидуально у доски — упр. 490.

4. Чтение и заучивание правила — орф. № 16 (с. 56), упр. 500.

IV. Закрепление изученного материала.

Тексты упр. 495, 498 выразительно читаются, в них выделяются имена собственные, записываются в словарик, готовится пересказ (по выбору). При чтении учитель обращает внимание на произнесение имён собственных и числительных.

V. Подведение итогов урока. Сбор сведений о существительном.

VI. Домашнее задание. Упр. 499, 501.






Для любых предложений по сайту: [email protected]