Падеж имён существительных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Падеж имён существительных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Цели урока: закрепить знание падежей, порядка их следования, падежных вопросов; научить правильно определять падеж существительного, находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных, правильно употреблять предлоги, ставить смысловые вопросы к существительным, соотносить их с синтаксической ролью в предложении.

Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий. Распознавание объектов. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Групповая работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

От данных корней образуйте существительные, относящиеся к разным склонениям: -город- (загородка, городок, изгородь); -клей- (наклейка, клей, клейкость); -сердц- (сердцевина, сердце, сердечность); -глуп- (глупышка, глупец, глупость); -люб- (Люба, любитель, любовь).

II. Проверка домашнего задания. Словарный диктант.

Здесь, рассчитать, рассвет, расписание, ремень, расчётливый, растение, крыжовник, панцирь, шоссе, обильный, цемент, необъятный, горизонт, необозримый, кроссворд, изморозь, шорох, парашют, здание (20 слов).

III. Изучение темы урока.

1. Учащиеся называют падежи и падежные вопросы, затем то же делают в парах, склоняя одно из существительных, встретившихся в лингвистической разминке (у доски три ученика письменно склоняют существительные с корнем -город-), исправляют ошибки друг друга, повторяют правило выбора гласных еи в Р. п., Д. п., П. п., подводят итог повторению.

2. При работе с материалами учебника на с. 64 и упр. 522 учителю необходимо скорректировать неточность в алгоритме и примере со словом ячмень: если существительное стоит в И. п., оно не может зависеть, оно связано со сказуемым (в двусоставном предложении): ячмень что делает? колосится; колосится (кто? что?) ячмень→ И. п.

Закрепление разграничения И. п. и В. п. — упр. 525, 532 (2-й текст).

3. Работа над предложным и беспредложным управлением, отработка навыка выбора правильного предлога и определения падежа существительных: упр. 523, 524, 526, 529 (по усмотрению учителя, в том числе по группам). Часть заданий можно выполнить устно, часть — у доски.

4. Перед упр. 530 читается теоретический материал (с. 66), проговариваются вопросы и примеры, размещённые на полях учебника.

IV. Закрепление изученного материала.

Выполнение упр. 532 (1-й текст) завершается выразительным чтением. У доски делается морфемный и фонетический разбор по указанию учителя.

V. Подведение итогов урока. Взаимопроверка. Коррекция ошибок.

VI. Домашнее задание. Упр. 532 (2-й текст).






Для любых предложений по сайту: [email protected]