Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Цели урока: систематизировать и расширить знания о правописании гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе (орф. № 17); научить распознавать орфограмму, правильно писать безударные падежные окончания, графически обозначать условия выбора написания.

Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов. Познавательные УУД. Обобщение и систематизация наблюдений. Построение устного высказывания на лингвистическую тему. Коммуникативные УУД. Совместная работа.

Ход урока

I. Орфоэпическая разминка. Закончите рифмой.

Да, ребята, у секвойи

Очень-очень много... (хвои).

Мне сегодня недосуг

Прочитать про... (каучук).

Слова секвойя и недосуг комментируются и записываются в словари.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

Учащиеся группируют существительные из домашней работы по склонениям, объясняют, зачем нужно определять склонение существительного.

III. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.

1. Повторение правила правописания окончаний -е (обращается внимание на ограничение: кроме сущ. на -ия, -ие, -ий) и -и (с. 67—68). Вывод: написание существительных на -ия, -ие, -ийотличается от написания других существительных, значит, видеть, на что заканчивается слово в именительном падеже, — условие правильного выбора окончания.

2. Как писать слова из орфоэпической разминки секвойя и хвоя? Они оканчиваются не на -ия, следовательно, по правилу склонения 1.

3. Упр. 533 сопровождается рассуждением по образцу (с. 68).

4. Упр. 534 выполняется по заданию с рассуждением. У доски трое учащихся делают выборочную работу: записывают существительные с орфограммами в окончаниях (каждый отвечает за своё склонение) по порядку следования падежей. Класс проверяет данную работу.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Упр. 536. Указанные разборы выполняются у доски. Дополнительно составляется схема предложения 4.

2. Упр. 537 выполняется самостоятельно, с графическим обозначением орфограмм. Слабые ученики записывают существительные с предлогами без распределения по группам. Слово колея заносится в словарь, дополняется однокоренными: узкоколейка, одноколейный.

V. Подведение итогов урока. Устное обобщение по теме урока.

VI. Домашнее задание. Упр. 535.






Для любых предложений по сайту: [email protected]