Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе - Урок 2 - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе - Урок 2 - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Цели урока: закрепить навык выбора гласных е и и в безударных падежных окончаниях существительных; познакомить с правилом правописания гласных в окончаниях существительных на -ия, -ие, -ий; сформировать навык опознавания данных существительных и правописания их окончаний.

Личностные УУД. Интерес к исследовательской работе. Регулятивные УУД. Целеполагание. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов. Установление аналогий. Распознавание объектов. Коммуникативные УУД. Групповая работа.

Ход урока

  1. Лингвистическая разминка. “Отгадай-ка”.

Ответы записываются в формах Р. п., Д. п., П. п., орфограммы выделяются, проводится взаимопроверка: 1) Белая морковка зимой растёт (сосулька). 2) В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь). 3) Посреди двора — золотая голова (подсолнух).

Начальные формы слов у доски транскрибируются: [сасул’ка], [проруп’]; [патсолнух]. Какие позиционные чередования есть в словах?

  1. Проверка домашнего задания и усвоения материала.
  2. У доски двое учащихся по памяти записывают пословицы.

Класс определяет значение слова овчарня, подбирает однокоренные слова, находит чередование в корне; участвует в миниконкурсе: подбирает слова, которые имеют такой же суффикс (псарня, пекарня, свинарня, звонарня).

  1. Объяснительный диктант. На ветке черёмухи, идти по аллее, земля в инее, сидеть на постели, стоять на пристани, растёт на яблони, расположился в долине, лежит в корзине, прочитал в брошюре, о любви к Родине, писал о студенчестве и молодёжи, на верхушке ели, увидеть на горизонте, на Бородинском поле, говорил о храбрости и отваге.

III. Изучение нового материала.

  1. Учащиеся повторяют правило и формулируют задачу, исходя из ограничения, имеющегося в правиле на с. 67.
  2. Чтение, анализ и запоминание правила, сформулированного на с. 69. Учитель обращает внимание на то, что окончание в данных словах только последняя буква и, а предыдущая буква ивходит в основу слова. Можно проанализировать звуковой состав слова, чтобы учащиеся смогли это увидеть своими глазами: акация — акации: [акацый’а] — [акацый’и].
  3. Работа с лингвистическим текстом: упр. 539. Лексическая работа со словами на -ий, запись в словарики.
  4. Групповая работа. Учащиеся собирают слова, которые подчиняются данному правилу по группам: 1) на -ия: партия, ария...; 2) на -ие: доверие, мнение...; 3) женские имена на -ия: Юлия, София...; 4) мужские имена на -ий: Аркадий, Георгий...; 5) географические названия: Англия, Калифорния...; Везувий, Маврикий... .

Группы докладывают о результатах своей работы, составляют пять словосочетаний со словами, употреблёнными в косвенных падежах, класс записывает словосочетания, графически обозначает орфограмму.

  1. Упр. 538. Записываются по образцу все слова, но распределяются на два столбика (1-й: не на -ия, -ие, -ий; 2-й: на -ия, -ие, -ий).
  2. Закрепление изученного материала.

Упр. 541 выполняется под контролем учителя.

  1. Подведение итогов урока. Взаимопроверка усвоения орфограммы.
  2. Домашнее задание. Упр. 540, дополнительно: запомнить правописание и значение трудных слов, внести их в словарик.





Для любых предложений по сайту: [email protected]