Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе - Урок 3 - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
Цели урока: закрепить навык правописания безударных окончаний имён существительных; развивать умение употреблять существительные с данной орфограммой в речи.
Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий. Распознавание объектов. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Групповая работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. “Кто больше?” Учащиеся подбирают и записывают в четыре столбика слова, заканчивающиеся на -ия, -ья, -ие, -ье (образец: станция — статья — обещание — счастье). Чем различается написание данных слов в форме предложного падежа? В каком ещё падеже у существительных в первых двух столбиках будет разное окончание? (В дательном.)
II. Проверка домашнего задания в форме семантического диктанта. Слова необходимо записать в предложном падеже, используя один из предлогов: о, об, в, на, при: 1) длинный балкон вдоль здания; 2) группа лиц, выпускающих газету; 3) ограниченное земельное пространство; 4) сухопутные вооружённые силы; 5) решение, принятое по результатам обсуждения; 6) снимок; 7) может быть миномётная, а может отапливать помещение.
III. Закрепление изученного материала.
1. Под контролем учителя, с помощью сильных учеников выполняются упр. 541, 542. Самостоятельно выполняются упр. 543, 545.
2. Объяснительный диктант.
Позади часовни на ромашковой поляне ребята из компании Мишки Квакина играли в карты. Игра была в самом разгаре, когда появились гонцы — Коля и Гейка. Коля протрубил на горне позывной сигнал, а Гейка передал Мишке пакет из обёрточной бумаги. В пакете был ультиматум. В ультиматуме говорилось, что Тимур и его команда объявляют шайке Квакина войну. (По А. Гайдару)
IV. Подведение итогов урока. Взаимопроверка, проработка ошибок.
V. Домашнее задание. Упр. 546.