Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Изложение с изменением лица - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
Цели урока: развить умения воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме, сохранять логичность, связность и соответствие теме при изложении исходного текста с изменением лица; научить использовать существительные-синонимы для устранения повторов.
Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Учитель организует работу в соответствии с заданием упр. 547. Текст читается, выделяются требующие лексического или орфографического комментария слова и выражения: заморские кущи, опустить ветви долу, поодиночке, сироты, лопотать, всё-таки, зазубренный, ошеломляющий, козырьки, наличники, в зелёной пене. Комментируя задание: изложить текст от 3-го лица, учитель предлагает подобрать слова, которые можно использовать вместо местоимения я: Виктор Петрович Астафьев, писатель, автор, рассказчик. Под руководством учителя учащиеся перестраивают одно из предложений, объясняют изменения (порядок слов, отбор лексики): Писатель бродил по приморскому парку, удивлялся заморским растениям и вдруг увидел среди них три тонкие берёзки.
Учащиеся устно пересказывают текст, затем пишут изложение.