Множественное число имён существительных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Множественное число имён существительных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Цели урока: дать представление об особенностях склонения существительных во множественном числе; научить правильно образовывать формы именительного и родительного падежей, правильно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий. Распознавание объектов. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Групповая работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

Девочки просклоняли слово зуб во множественном числе по-разному: 1) зубья, зубьев, зубьям, зубья, зубьями, о зубьях; 2) зубы, зубов, зубам, зубы, зубами, о зубах. Кто из девочек прав? Что каждая из них имела в виду? Составьте словосочетания, доказывающее ваше решение. (Зубья пилы — акульи зубы.) Учащиеся работают с материалами упр. 552.

II. Изучение нового материала.

1. Выразительное чтение отрывка из “Руслана и Людмилы”, работа с заданием упр. 548. Запись оформляется в 4 столбика: начальная форма существительного — склонение — И. п. мн. ч. — форма косвенного падежа по вариантам (ветвь — 3-е скл. — ветвиветвям). Ответы на вопросы.

2. Работа над материалами для наблюдения (с. 73) с использованием таблицы на с. 74. Внимание к вариантам окончаний имён существительных мужского рода.

3. Упр. 550 заканчивается проверкой усвоения орфоэпической нормы (особое внимание обращается на слова второй группы).

4. Упр. 553. Повторение орф. № 8, запись слов (словосочетаний) в 3 столбика — по склонениям существительных, дополнение 2-го столбика 3—4 примерами (без сокровищ, детский плач, мой товарищ, светлый шалаш).

5. Учитель сообщает о трудностях, связанных с образованием формы родительного падежа мн. числа существительных 2-го склонения, где возможны варианты — нулевое окончание или -ов. Учащиеся выполняют упр. 554, примеры из которого заносят в таблицу.

Значения

Нулевое окончание

-Ов/-ев

Парные предметы

Чулок, сапог, манжет, шаровар, погон

Носков, джинсов, гольфов

Национальность

Грузин, осетин, татар

Киргизов, монголов

Плоды

Яблок, груш

Апельсинов, помидоров

Войсковые/профессиональные наименования

Солдат, партизан, бояр, дворян

Офицеров, тренеров

Единицы измерения

Аршин, рентген

Граммов, гектаров

III. Закрепление изученного материала.

Выявление и исправление допущенных ошибок.

1) На верёвке сушилось пять полотенцев. 2) Шесть килограмм абрикос приготовили для варенья. 3) Новые тренера провели смотр команды. 4) У пилы не хватает трёх зубов. 5) Шоферам подготовили пропуски для прохода на автобазу и подрядные договора. 6) Месяца наступают холодные, нужно приготовить по нескольку пар чулков, носок, гольф и шаровар. 7) Отвесим 100 грамм соли.

IV. Подведение итогов урока. Учащиеся называют основные трудности, связанные с образованием и правописанием существительных в формах множественного числа, проводят самооценку усвоения материала.

V. Домашнее задание. Упр. 551.






Для любых предложений по сайту: [email protected]