Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Имя прилагательное как часть речи - Урок 3 - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное
Цели урока: совершенствовать представление о роли имени прилагательного в тексте, умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных; развивать умение употреблять прилагательные в речи, не допуская при этом речевых ошибок.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Прогнозирование. Познавательные УУД. Переработка информации. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Совместная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. “Угадай прилагательное”.
1) Коричневые глаза; 2) живущий в данном месте; 3) старинный, очень давний; 4) предпоследний цвет спектра цветов; 5) антоним слова “бедный”; 6) такой, без которого можно обойтись; 7) синоним слова “печальный”. (Карие; здешний; древний; синий; богатый; лишний; грустный.)
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают свои описания погоды, оценивают работу товарищей, задают вопросы по изучаемой теме.
III. Работа по теме урока.
1. Осложнённое списывание отрывка из романа А. Пушкина.
Г_нимы вешними луч_ми,
С окрес_ных гор уже сн_га
Сб_жали мутными руч_ями
На потоплённые луга.
Улы_кой ясною природа
Скво_ь сон встр_чает утро года;
С_нея блещ_т н_беса.
Ещё пр_зрач?ные, леса
Как бу_то пухом з_л_неют.
Выявление синтаксической роли использованных в отрывке прилагательных, определение лексического значения слова вешний (весенний).
2. Упр. 574. Сильному ученику предлагается сделать у доски синтаксический и пунктуационный разбор 1-го предложения (повествовательное, сложное, состоит из 2 предложений; первое имеет только подлежащее, второе — только сказуемое; связаны союзом но).
3. Учитель сообщает о том, что при употреблении прилагательных возможны ошибки, если не учитывается значение существительного, приводит примеры: дождливое ненастье (ненастье — дождливая, пасмурная погода); темный мрак (мрак — полное отсутствие света, тьма); штрафной пенальти (пенальти — штрафной удар по воротам). Учащиеся выполняют упр. 575.
4. Подготовка устного сообщения об имени прилагательном с опорой на материалы учебника (с. 85) и результаты работы на уроке.
IV. Закрепление изученного материала.
Упр. 577. Дополнительно к указанным заданиям учащиеся выделяют суффиксы существительных и прилагательных. В тетрадь-справочник вносятся дополнения (таблица к уроку 102):
Качество, свойство |
-лив-, -чив- |
трусливый, обидчивый |
Производящий действие |
-тельн- |
медлительный |
Уменьшительный |
-еньк- |
синенький, тоненький |
Признак (цвет) |
-изн- |
белизна |
Признак или состояние |
-ость- |
робость, жестокость |
V. Подведение итогов урока. Учащиеся перечисляют признаки, по которым они различают однокоренные прилагательные и существительные.
VI. Домашнее задание. Упр. 572. Дополнительно: подбор к прилагательным однокоренных существительных.