Правописание гласных в окончаниях имён прилагательных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Правописание гласных в окончаниях имён прилагательных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное

Цели урока: познакомить с порядком рассуждения при выборе написания окончания; научить применять данный алгоритм для выбора правильного написания, графически обозначать условия выбора гласных в окончаниях.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Контроль. Познавательные УУД. Извлечение и переработка фактуальной информации. Построение устного высказывания на лингвистическую тему. Коммуникативные УУД. Работа в парах.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Расшифруйте стихотворение Н. Кончаловской. К расшифрованным словам подберите прилагательные, запишите словосочетания.

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвёкла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

— Вспомните, в чём особенность образования формы Р. п. мн. ч. существительных помидор, баклажан, как произносится слово свёкла.

II. Проверка домашнего задания в форме взаимоопроса. У доски двое учащихся записывают предложения с прилагательными из домашней работы, определяют их синтаксическую роль, род, число и падеж.

III. Изучение темы урока.

1. Сбор и систематизация сведений о правописании окончаний имён прилагательных: материалы для наблюдения, орф. № 19 (с. 86), алгоритм на с. 87 (при анализе алгоритма учащиеся находят позицию в рассуждении, которую можно опустить при написании окончаний прилагательных — позицию 2); теоретические сведения на с. 88.

2. Тренировочные упражнения по применению данных сведений: упр. 578 сопровождается комментарием орф. № 17, 18; тексты упр. 579, 580 выразительно читаются, определяется их тема, основная мысль, подбирается заголовок, выявляется роль прилагательных.

IV. Закрепление изученного материала. Объяснительный диктант сопровождается графическим выделением орф. № 19.

Осень длится, как узкий путь с крутыми заворотами. То мороз, то дождь, то снег принимается идти. Самой поздней осенью рябина морщится от трескучего мороза и становится сладкой. В это время поздняя осень напоминает раннюю весну. И почти не отличить дня осеннего от дня весеннего. (По М. Пришвину)

V. Подведение итогов урока. Взаимопроверка диктанта.

VI. Домашнее задание. Упр. 581.






Для любых предложений по сайту: [email protected]