Правописание окончаний имён прилагательных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Правописание окончаний имён прилагательных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное

Цели урока: закрепить навык правописания падежных окончаний прилагательных; научить писать гласную о после шипящих в окончаниях, графически обозначать данную орфограмму.

Личностные УУД. Смыслообразование. Развитие морального сознания. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Обобщение и систематизация. Распознавание объектов. Коммуникативные УУД. Работа в парах. Совместная деятельность.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Дано: суффиксы. Определите, в словах каких частей речи они используются. Приведите примеры, запишите их.

-Еньк- (прилаг.: добренький; сущ.: ноженька); -ость- (сущ.: открытость); -оват- (прилаг.: мягковатый; сущ.: мягковатость); -лив- (прилаг.: танлантливый; сущ.: талантливость); -изн- (сущ.: желтизна).

II. Проверка домашнего задания. Работа в парах: учащиеся читают сочинения товарищей, оценивают их (памятка на с. 150), выписывают прилагательные в составе словосочетаний, выделяют орфограммы.

III. Работа по теме урока.

1. Прочитайте прилагательные, выделите их окончания, определите, что их объединяет (основа на шипящий, вопрос, форма).

Большой, чужой, свежий, рыжий, темнокожий, неуклюжий, дремучий, колючий, могучий, скрипучий, плавучий, везучий, трескучий, кипучий, похожий, худший, устаревший.

2. Повторение орф. № 18: используется задний форзац, анализ записанных прилагательных, чтение правила на с. 89. Запоминание более простого правила: под ударением слышим в окончании прилагательного звук о → пишем букву о. Для выбора е в окончании актуальны ситуации, связанные с теми формами, которые отвечают на вопросы какого? какому? о каком? жгучего, жгучему, жгучем и какой? жгучей, где в безударной позиции слышится [и], пишется е. (В местоимении-вопросе е никогда не пишется.)

3. Работа с упр. 583, 584. При выполнении упр. 584 учитель следит за тем, чтобы учащиеся правильно находили определяемые существительные.

IV. Закрепление изученного материала.

Выборочный диктант. Запись выражений в два столбика: с гласными после шипящих — 1) в корне, 2) в окончании. Выделение орфограмм.

1. Чужого не бери, а своего не теряй. 2. Кормят калачом, да в спину кирпичом. 3. Большому кораблю — большое плаванье. 4. В брюхе хоть щёлк, а на брюхе шёлк. 5. Не закроешь солнце рукавицей. 6. Нет таких трав, чтоб узнать чужой нрав. 7. Чёрную душу и мылом не отмоешь. 8. Вьётся ужом, а топорщится ежом. 9. За маленьким погнался — большое потерял. 10. Лежачего не бьют. 11. Хорошему хозяину день мал. (Пословицы.)

V. Подведение итогов урока. Обобщение материала по орф. № 14, 18.

VI. Домашнее задание. Составить предложения со словами в рамке на с. 582; индивидуально: подготовить лексическую характеристику этих слов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]