Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Описание животного. Изложение - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное
Цели урока: закрепить знания о структуре текста типа описания; сформировать представление о роли описания животного в художественном тексте, об использовании в нём образно-выразительных средств; развить навык воспроизведения прочитанного текста в устной и письменной форме.
Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Учитель организует работу в соответствии с заданиями § 103, последовательно работая с текстами В. Карпова, В. Вересаева (упр. 586), А. Куприна (упр. 585). Основная задача — преодолеть трудности в воспроизведении описательного текста. Учитель предлагает определить, зачем авторы используют описания животных, какое отношение к ним выражают в своих сочинениях.
Готовя учащихся к изложению текста А. Куприна, учитель предлагает сформулировать основную мысль (Пушистый комок превратился в гордую кошку), выделить детали, на которые обращает внимание автор, выявить роль разных частей речи в описании сначала комочка (глаг., сущ., прилаг.), затем кошки (прилаг., сущ.), напоминает, что при изложении необходимо изменить лицо, подобрав заменители местоимения: А. Куприн, писатель, автор, рассказчик и др. Затем учащиеся пишут изложение, проверяют его.