Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Прилагательные полные и краткие - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное
Цели урока: сформировать знания о полной и краткой форме имён прилагательных, о грамматических особенностях краткой формы; научить находить в тексте краткие прилагательные, определять их синтаксическую роль, произносить краткие прилагательные с соблюдением орфоэпической нормы.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации. Распознавание объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Работа в парах. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Игра “Кубики”: даны буквы, из них надо составить слова — существительные в начальной форме (букву можно использовать только один раз, как кубик). За каждую букву начисляется 5 очков. Побеждает тот, у кого больше букв использовано. Буквы: А, В, Д, Е, И, Й, Л, М, Н, О, Р, Т, Я. Например: море, диван — 10 букв, 50 очков; вода, мел, тир — 10 букв, 50 очков; война, дятел, мир — 13 букв, 65 очков.
— Можно ли из данных букв составить прилагательные? Какие сочетания букв при этом будут использованы? (Ий, ая, ое, ой — могут быть окончаниями.) Придумайте такие прилагательные. (Витой, родная, дивное.)
II. Работа над ошибками, допущенными в изложении.
III. Изучение новой темы.
1. Работа с материалами для наблюдения и теоретическими сведениями (с. 91—92); выполнение упр. 588. Дополнительно: подчеркнуть грамматические основы в простых предложениях; составить аналогичные предложения на тему “Летнее утро”.
2. Упр. 589 заканчивается орфоэпическим тренингом. Выявляется и формулируется закономерность постановки ударения. С прилагательными составляются предложения, читаются вслух.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Запишите и прочитайте краткие формы прилагательных (м. р. и ж. р.): острый, хитрый, сильный, умный, храбрый, добрый, мудрый, быстрый, смуглый, мягкий, сладкий, крепкий, ясный, бойкий, тяжкий, щедрый. Подчеркните слова с беглой гласной. В каких формах она встречается?
2. Самостоятельная работа с упр. 590. Указанные разборы делаются у доски. Работа заканчивается взаимопроверкой и сопоставлением синтаксической роли кратких и полных форм прилагательных.
V. Подведение итогов урока. От всех ли прилагательных можно образовать краткую форму? Докажите это, используя слова в рамке на с. 88.
VI. Домашнее задание. Подобрать пословицы (загадки), в которых используются краткие прилагательные.