Прилагательные полные и краткие - Урок 2 - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Прилагательные полные и краткие - Урок 2 - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное

Цели урока: закрепить знание о полной и краткой форме имён прилагательных; научить правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий (орф. № 20), находить и исправлять грамматические ошибки при использовании прилагательных.

Личностные УУД. Смыслообразование. Развитие морального сознания. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение вести диалог.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Уточните, сколько прилагательных в двух предложениях: 1) С миру по нитке — голому рубашка. 2) Умный и без денег богат. (Одно — богат. Голому отвечает на вопрос кому?; умный — кто?)

II. Проверка домашнего задания. Учащиеся по очереди предлагают подобранные дома пословицы, выписывают краткие прилагательные, повторяют их синтаксическую роль.

III. Работа по теме урока.

1. Как образуются краткие формы прилагательных? Что пишется на конце кратких прилагательных женского рода? мужского? Какие у данных слов окончания? Сравните два примера — мудрый и свежий (мудр, свеж), сделайте вывод о том, пишется ли на конце прилагательного после шипящего ь. Объясните, почему не пишется.

2. Запоминание правила на с. 92 (орф. № 20), работа с упр. 591, 592.

3. Повторение орф. № 8, 22, вывод о необходимости определять морфологические признаки для написания шипящих на конце слов.

Объяснительный диктант. 1) Лицом хорош, да душою не пригож. 2) Тощ как хвощ. 3) И ряб — да люб, и кос — да на меня похож. 4) Игра не стоит свеч. 5) Хорош калач, пока горяч. 6) Резва ложь, да от правды не уйдешь.

4. Учитель сообщает: полная форма прилагательного употребляется в качестве сказуемого для обозначения постоянного признака предмета, а краткая форма — временного. Это привычка плохая (всегда плохая). Старушка совсем плоха (последнее время). Краткая и полная формы никогда не употребляются как однородные сказуемые.

5. Выполнение упр. 596, 597 сопровождается устным комментированием, составлением схем и графическим обозначением орфограмм.

IV. Закрепление изученного материала.

Упр. 594, 595. Повторение знаков препинания при обращении.

V. Подведение итогов урока. Формулируются новые сведения о прилагательных.

VI. Домашнее задание. Упр. 593.






Для любых предложений по сайту: [email protected]