Типы речи. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Типы речи. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Цели уроков: повторить и систематизировать сведения о типах речи, развить умение доказывать принадлежность текста к определённому типу; закрепить знания о структуре повествовательного текста; научить выявлять в нём фрагменты описания и способы включения их в текст типа повествования; совершенствовать умение пересказывать исходный текст в письменной форме.

Личностные УУД. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.

Данные уроки можно провести как сдвоенный урок, а также как два последовательных урока, сформулировав задание по подготовке к изложению по памятке на с. 169.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

1. Фразовый диктант с глаголами из домашнего задания.

Хорошо закалились; трудились на совесть; спорили до хрипоты; проверили парашюты; гордились успехами; желтели листья.

— Какое из записанных выражений не является словосочетанием? Почему?

2. Работа по группам. Группа отвечает за одно словосочетание, подсчитывая в нём количество мягких и твёрдых согласных. Группа экспертов из сильных учеников исполняет роль жюри, подтверждая правильность ответов и внося исправления. Работу жюри оценивает учитель (в том числе этическую сторону).

3. Составление предложений с записанными фразами по схемам:

II. Работа по теме урока: систематизация сведений о типах речи, анализ повествования.

1. — Является ли текстом сделанная запись? Почему? Что такое текст?

2. Повторение сведений о типах речи.

Учитель напоминает учащимся, что в зависимости от содержания высказывания наша речь может быть повествованием, описанием или рассуждением. Если мы хотим последовательно передать действия, то создаём повествование; в описании мы перечисляем признаки чего-либо, а если хотим разобраться в причинах, то строим рассуждение.

Учитель может сопроводить рассказ построением простой схемы:

3. Выразительное чтение и анализ текстов, определение их принадлежности к конкретному типу речи.

I. В дверях показался коренастый, маленького роста, чернявый матрос с медною серьгою в ухе. На вид ему было лет пятьдесят. Застёгнутый в мундир, высокий воротник которого резал его красно-бурую шею, он казался неуклюжим и весьма неказистым. Густые взъерошенные брови придавали его лицу несколько сердитый вид. (Какой матрос?)

II. Федос Чижик пользовался большим авторитетом и в своей роте, и на судах, на которых плавал. Все знали его как человека правильного, вдобавок с умом и не раз доказавшего и знание дела, и отвагу. (Почему он пользовался авторитетом?)

III. Был уже пятый час, когда Федос простился с хозяевами и вышел на улицу. Сделав необходимые покупки, он пошёл на Петровскую пристань, встретил там среди гребцов на шлюпках знакомых, поговорил с ними, узнал, что его судно находится теперь в Ревеле, и в седьмом часу вечера направился домой. (Что делал Чижик после того, как вышел из гостей?) (По К. Станюковичу)

4. Работа с текстом повествовательного типа: выделение глаголов-сказуемых, передающих совершаемые героем действия, и подбор наречий, которые помогают подчеркнуть последовательность происходящего: (сначала) простился1→ (потом) вышел2 на улицу → (затем) сделал покупки3 → (дальше) пошёл4 на пристань → (через некоторое время) встретил5 гребцов → (после этого) поговорил6→ (наконец) направился7 домой. — В течение какого времени развивается действие? Какими словами в тексте это показано? Сколько действий сменилось? Можно ли запечатлеть происходящее на одной фотографии или нужно сделать несколько кадров?

III. Подготовка к изложению.

1. Чтение текста К. Паустовского (упр. 282), определение его функционально-смыслового типа. Составление плана (соответствует последовательности действий). Пересказ истории с опорой на выделенные глаголы.

2. Представляет ли читатель то, как выглядит шкатулка? С помощью какого типа речи это достигается? Учащиеся анализируют, каким образом автор вводит описание шкатулки в повествовательный текст:

1) нашли шкатулку — на её крышке надпись;

2) открыли крышку — (увидели) внутри...

3. Учащиеся самостоятельно работают с продолжением истории шкатулки (упр. 283), опираясь при этом на памятку на с. 169 и на задания к упражнению, в том числе выделяют описательный фрагмент и выписывают трудные слова, необходимые для передачи содержания текста. Учитель предлагает использовать те приёмы работы с повествованием, которые были рассмотрены выше: выделить глаголы, найти указания на развитие действия во времени. Итогом работы должен стать план текста.

4. Обсуждение составленного учащимися плана, внесение необходимых исправлений и дополнений. При работе с глаголами учитель говорит, что все глаголы стоят в одной форме — прошедшего времени. Он сообщает учащимся, что такие формы чаще всего используются в художественном и разговорном стилях речи. Учащиеся анализируют стиль данного текста.

5. Соединение двух текстов, составление общего плана, подбор заголовка, сжатие первого текста, подбор связки между первым и вторым текстами: о шкатулке забыли... — и вот как-то осенью; но неожиданно...; вдруг однажды...; никто не ожидал, что... и др.

6. Формулировка задания: на основе двух текстов написать подробное изложение-повествование, введя в него фрагменты описания шкатулки и её звучания.

IV. Написание изложения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]