Орфоэпия - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Орфоэпия - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с понятием орфоэпии, с важнейшими орфоэпическими нормами и их отражением в специальных словарях; научить правильно произносить указанные слова, находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки, объяснять причины их возникновения.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Самоанализ. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и справочной литературы. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Распознавание объектов. Переработка информации. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Совершенствование устной речи. Личностная рефлексия.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Прочитайте диалог (из книги Б. Н. Тимофеева “Правильно ли мы говорим?”) и скажите, верный ли пример приводит говорящий, чтобы доказать свою мысль. Обоснуйте свою точку зрения, используя транскрипцию.

— А может быть, вам желательно услыхать фразу, в которой стояли бы рядом девять гласных?

— Извольте!

— Я знаю её и её июльское увлечение...

(Ответ: неправильно, потому что буквы е, ё, ю в данных позициях обозначают два звука — согласный и гласный: [айу йэйо и йэйо ийу].)

II. Проверка домашнего задания.

У доски работают трое учеников: один составляет схему диалога, другой выписывает слова с разделительным ъ, третий — с разделительным ь, обозначают орфограммы.

Учащиеся объясняют значение слов вьюрок, славка, манок (с. 179), записывают предложения, объясняют постановку тире, находят слова, которые иллюстрируют двойную роль букв е, ё, ю, я.

Вьюрок — северная лесная птица из семейства певчих воробьиных.

Славка — небольшая певчая птичка отряда воробьиных с буроватым оперением.

III. Понятие об орфоэпии, орфоэпической норме. Орфоэпический тренинг.

1. Чтение диалога на с. 143—144.

2. Освоение понятия “орфоэпия”: работа с материалами учебника на с. 144; запись слов орфоэпия, орфоэпический в словарики.

3. Формулировка орфоэпических правил — упр. 315.

4. Определение особенностей произношения безударных гласных, стоящих после шипящих, в словах: щавель, лошадей, часы, чарует, пощадить. Учитель сообщает учащимся, что такое произношение называется “иканье”.

5. Чтение и запоминание определения на с. 144, знакомство со статьями из орфоэпического словаря (на доске):

договор, -а; мн. договоры, -ов

обеспечение [не рек. обеспечение]

дефис, -а [доп. дэ]! неправ. дефис

шинель, -и! неправ. ши[нэ]ль

6. Чтение теоретического материала на с. 145, расшифровка помет в статьях из орфоэпического словаря, запоминание произношения слов (постановки ударения) в рамочках на с. 141, 145, нахождение в словаре учебника (с. 173—174) указаний на особенности произношения слов. Учащиеся отрабатывают произношение в парах, осуществляют взаимоконтроль.

7. Исправление орфоэпических ошибок в упр. 316.

IV. Закрепление материала и контроль за усвоением темы.

Упр. 318, 319. При выполнении упр. 319 учащимся рекомендуется использовать орфоэпический словарь, имеющийся в кабинете. Учитель может приготовить заранее специальные выдержки из словаря (со словами, которых нет в словаре учебника) и вынести их на доску.

V. Подведение итогов урока.

Учащиеся составляют рекомендации по освоению орфоэпических норм.

VI. Домашнее задание. По примеру упр. 317 составьте рифмующиеся пары слов, которые помогут запомнить вам произношение слов: щавель, свёкла, договоры, баловать, не дала, торты, начала. Совет: чтобы лучше запомнить трудное слово, рифмуйте его с тем, которое не вызывает трудностей в произношении. По желанию можно написать небольшие стихотворения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]