Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Фонетический разбор слова - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с порядком фонетического разбора слова; научить соблюдать порядок фонетического разбора слова, выполнять устный и письменный фонетический разбор слов; закрепить полученные знания в области фонетики, графики и орфографии; совершенствовать орфоэпические навыки.
Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Интерес к творческой деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Обобщение и систематизация наблюдений. Синтез знаний. Оценка и классификация объектов. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Совершенствование устной речи. Личностная рефлексия. Умение работать в группе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Прочитайте вслух предложение и подсчитайте, сколько в нём звуков [ц]: Лисицын собирается трудиться в детском ателье (четыре).
Какие ещё особенности произношения слов есть в этом предложении?
II. Проверка домашнего задания.
Проверка задания проходит в форме мини-конкурса по группам: какая группа представит большее число рифм на каждое слово. За каждую победу начисляется балл. Можно провести также конкурс на лучшее стихотворение с рифмами (например, на стихотворение, в котором больше всего будет употреблено трудных в орфоэпическом плане слов).
Например: щавель — фланель, апрель, канитель, купель, капель, кисель, карамель, газель...
У нас сегодня канитель:
Решили мы сварить кисель.
Надели лёгкую фланель,
Собрали в рощице щавель,
Потом мы повстречали Фёклу,
Она несла на рынок свёклу.
Но свёклу Фёкла не дала,
Давать советы начала:
Детей не надо баловать
И чаще в рощу посылать,
Чтобы щавель там собирать. (М. Бондаренко)
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с порядком фонетического разбора слова. Повторение сведений о гласных и согласных звуках с использованием таблиц, составленных в словаре-справочнике, а также материалов учебника.
2. Анализ образцов устного и письменного разбора слова союз (с. 146). Сопоставление устного и письменного разбора, запоминание порядка разбора, актуализация проведения фонетического разбора (сопоставление буквенного и звукового состава помогает найти орфограммы в слове и проверить их перед записью).
3. Упр. 320. Учащиеся работают под контролем учителя. Можно рекомендовать для фонетического разбора и другие слова, обратив при этом внимание на особенности их звукового состава.
IV. Закрепление изученного.
1. Запишите пять слов, в которых:
а) количество звуков и букв совпадает;
б) больше букв, чем звуков;
в) больше звуков, чем букв;
г) произношение совпадает с написанием;
д) написание расходится с произношением.
Можно организовать соревнование, кто быстрее выполнит эту работу без ошибок.
2. Фонетический разбор слов, сопровождающийся выделением и объяснением орфограмм: ёжик, светится, вкус, пончик, вокзал, чёлка, съезд.
3. Орфоэпическая контрольная работа.
1) Найдите слова, в которых допущены ошибки в постановке ударения, запишите их, поставив ударение: алфавит, дефис, щавель, документ, свекла, партер, километр, начала, цемент.
2) Выпишите слова, в которых буква е не указывает на мягкость предшествующего согласного (с твёрдым согласным перед е): партер, кашне, музей, ателье, компьютер, свитер, бассейн, термин, антенна, шоссе, зебра, кофе, шинель, фланель, теннис, модель.
3) Найдите третье лишнее слово:
а) конечно, чтобы, игрушечный;
б) что, нечто, нарочно;
в) ночник, скворечник, скучный.
V. Подведение итогов урока.
Взаимопроверка усвоения порядка фонетического разбора.
VI. Домашнее задание. Написать маленькое стихотворение с рифмой звонит — бубнит.