Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Описание картины. Обобщение материала по теме Фонетика. Орфоэпия. Графика - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с натюрмортом; совершенствовать умение описывать предмет, изображённый на картине; повторить и обобщить изученный материал по теме “Фонетика. Орфоэпия. Графика”; проверить усвоение знаний по теме; совершенствовать навык самооценки; развивать способности учащихся строить высказывание на лингвистическую тему.
Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Интерес к творческой деятельности. Обогащение словарного запаса. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Преобразование визуальной информации в текстовую. Обобщение и систематизация наблюдений. Синтез знаний. Формирование представления о натюрморте. Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи. Личностная рефлексия. Умение отстаивать свою точку зрения.
Ход урока
I. Лингвистическая пятиминутка. “Абракадабра”: мюртаронт, ритлапа. (Натюрморт, палитра.)
II. Описание натюрморта.
1. Учитель демонстрирует учащимся репродукции натюрмортов (“Натюрморт с ягодами на фарфоровом блюде” Ф. Снейдерса; “Плоды и дыня” И. Ф. Хруцкого; “Натюрморт с атрибутами искусства” Ж. Шардена; “Ваза с йрисами” Ван Гога; “Утренний натюрморт” К. С. Петрова-Водкина; “Полевые цветы” А. М. Герасимова и др.).
2. Работа по заданиям упр. 323.
3. Отбор материала (можно обратиться к словосочетаниям из упр. 322); составление плана описания натюрморта Ф. П. Толстого. Некоторые опорные конструкции, которые можно использовать в описании картины:
На картине Ф. П. Толстого изображены... Сразу обращаешь внимание на... В центре натюрморта... Удивительно точно художник изобразил... Палитра картины... Преобладают... краски... Хотя картина и называется натюрмортом, здесь есть...
4. Устное сочинение по натюрморту Ф. П. Толстого.
Учащиеся наблюдают за речью товарищей, оценивают соблюдение интонационных и орфоэпических норм.
III. Повторение материала по изученной теме.
1. Повторение сведений об изученных разделах лингвистики и беседа по контрольным вопросам (с. 147).
2. Выполнение упр. 321 заканчивается взаимопроверкой.
3. Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе по орфоэпии, взаимоконтроль.
4. Упр. 322 сопровождается орфографическим комментарием, фонетическим разбором слов ягодами, чернеет и составлением предложений по схемам:
IV. Подведение итогов урока.
Самооценка усвоения материалов изученного раздела.
V. Домашнее задание. Упр. 325.