ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ - ПРИЛОЖЕНИЯ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ - ПРИЛОЖЕНИЯ

Цели: показать необходимость изучения русского языка для успешного освоения всех наук; развивать навыки работы со словарями, со справочной и научно-популярной литературой, кругозор, сообразительность, эстетическое чутье, навыки монологической речи.

Уроки 1, 2. Священные знаки (интеграция уроков истории и русского языка)

Предварительные задания:

1) подготовить сообщения о пиктографическом и идеографическом письме (с помощью учителя);

2) пересказать сказку Д.Р. Киплинга “Как было написано первое письмо”;

3) найти изображения дорожных и других знаков в рисунках или нарисовать их самим.

Оборудование: иллюстрации, фотографии с изображением фрагментов древней письменности, рисунки-пиктограммы, образцы китайской и японской письменности, имитация египетского папируса, кусочки берёсты, толковый словарь.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Беседа

Тема нашего урока — графика и алфавит. Вы скажете: мы давно знаем, как писать буквы, и алфавит тоже знаем.

Дело в том, что мы с вами знаем современную графику и современный русский алфавит. Кое-кто, изучая иностранный язык, выучил уже и латинский алфавит. А как люди вообще научились писать? Какова история алфавита, история письменности?

Историкам известно о письмах, состоящих не из слов и даже не из рисунков, а из различных предметов.

А мы запишем рассказ об одном из таких писем с помощью знакомой нам русской графики.

III. Объяснительный диктант

Территорию современной Украины более двух тысяч лет назад населяли скифы. Однажды они послали персам, с которыми враждовали, такое письмо: птицу, мышь, лягушку и пять стрел.

Недруги прочитали послание: “Персы, если вы не умеете летать, как птицы, лазить под землей, как мыши, прыгать по болоту, как лягушки, то не рискуйте воевать против нас. Иначе мы засыплем вас стрелами”.

IV. Пиктография

(Сообщение ученика или рассказ учителя.)

Письмо прошло долгий путь развития — несколько тысяч лет. Графика постепенно совершенствовалась, становилась более удобной. Менялись характер письма, орудия и материал для письма.

Сначала появилось пиктографическое письмо (от лат.pictus — нарисованный и греч. grafo — пишу). Пиктограммы - это рисунки, с помощью которых передавалась какая-либо информация. Образцы такого письма находят, например, на скалах, в пещерах, где когда-то обитали древние люди. Рисунки процарапывались острым предметом или наносились краской.

Большинство рисунков изображали сцены охоты, сражений - того, что было наиболее важным в жизни древних людей. Например, чтобы рассказать об удачной охоте, убитого зверя рисовали вверх ногами или без головы. (Можно пересказать сказку Д.Р. Киплинга “Как было написано первое письмо” или прочитать отрывок из нее.)

Пиктографическое письмо сохранялось у некоторых народов (индейцы Америки, аборигены Австралии, малые народы Сибири) вплоть до XX в.

V. Современная пиктография

В наше время пиктографические знаки применяются в различных указателях.

— Приведите примеры современных пиктограмм и объясните их значение. (Примерный ответ. Во-первых, дорожные знаки, например так называемый кирпич, заключенный в круг, означает, что проезд закрыт; череп со скрещенными костями означает смертельную опасность (такой знак помещается на трансформаторных будках и т. п.); чаша с обвившейся вокруг нее змеей — символ медицины, фармакологии.)

— А что означают пять олимпийских колец? (Примерный ответ. Сцепленные олимпийские кольца означают единство пяти частей света: синее - Европу, черное — Африку, красное — Америку, желтое — Азию, зеленое — Австралию.)

Совсем недавно появились новые пиктограммы, которыми пользуются многие из вас. Догадываетесь, о чем речь? Этот смайлики, которыми можно оживить сообщение, отправленное по мобильному телефону или по электронной почте.

Смайлики могут выражать разные эмоции: радость, уныние, грусть, недоверие, могут даже подмигивать. Стоит лишь наклонить голову влево, и вы увидите настроение своего друга. Причем нарисовать смайлик можно при помощи известных нам знаков препинания:

:-)    :-(    :-/ :0) :0D

В компьютере есть и готовые смайлики, например:

VI. Идеография

(Сообщение ученика или рассказ учителя.)

От наших дней вернемся к древним временам. Постепенно пиктографическое письмо уступило место идеографическим знакам (от греч. idea — понятие, grafo - пишу). Сначала они были похожи на рисунки, постепенно знаки преобразовывались, упрощались, становились все более схематичными. Примерами идеографического письма служат иероглифы, применяемые в Китае, Японии, Корее.

Слово иероглиф означает “священные знаки”. Соответственно, грамотный, образованный человек, познавший тайны “священных знаков”, пользовался огромным уважением.

Интересно, что ранние идеографические рисунки разных языков похожи. Например, везде глагол “говорить” изображается в виде рта.

— Как вы думаете, как изображаются глаголы “глядеть”, “слушать”? (Глагол “глядеть” — в виде глаза, “слушать” — в виде уха.)

Самая древняя идеографическая письменность была создана в Египте. Она была развита также у шумеров, жителей Крита, индейцев майя в Центральной Америке, китайцев.

Материалом для письма служили каменные плиты, стены храмов и пирамид. Письмена высекались или были нарисованы краской, как в Древнем Египте.

Шумеры выдавливали письмена специальными трехгранными палочками на глиняных табличках. В третьем тысячелетии до новой эры государство шумеров завоевали вавилоняне. Они заимствовали письменность побежденного народа — клинопись и внесли в нее некоторые усложнения.

Гравюры на дереве, резьба по кости — тоже примеры идеографического письма. В Древнем Китае применялся особый материал — рисунки выполнялись на фарфоре.

Наиболее удобным материалом для письма был папирус. Египтяне использовали его уже во втором тысячелетии до новой эры.

Настоящим событием для всего человечества было изобретение в Китае во II в. н. э. лучшего в мире материала для письма.

— Какой это известный всем материал? (Бумага.)

История сохранила имя изобретателя бумаги. Это был Тзай Лун, крупный чиновник при китайском императоре.

Основной недостаток идеографического письма — необходимость запоминать огромное количество графических знаков. Так, в классической китайской письменности существует от 40 до 50 тыс. идеографических знаков.

Первоначально иероглиф обозначал отдельные слова и понятия, постепенно стал обозначать и слоги.

VII. Фонетическое письмо

(Рассказ учителя.)

Фонетическое, или алфавитное, письмо — наиболее совершенный вид письменности. Оно возникло во втором тысячелетии до новой эры у финикийцев — народа, жившего на восточном побережье Средиземного моря. Финикийцы пользовались алфавитом, состоявшим из 22 согласных букв. Для гласных не было буквенных обозначений, хотя гласные звуки, конечно, существовали. Этому есть объяснение.

— Попробуйте отгадать, какое слово записано одними гласными: ауе.

Вряд ли можно назвать задуманное слово: это может быть и карусель, и табурет, и танцует.

— А теперь отгадайте, какое слово записано согласными: здрвствйт. (Здравствуйте.)

Мы видим, что согласные буквы несут бо́льшую смысловую нагрузку, чем гласные. Так было и в финикийском письме.

Финикийский алфавит заимствовали греки. Именно греческий алфавит стал основой для развития всех западных алфавитов. Один из вариантов греческого алфавита переняли в Византии, а на базе византийского письма был создан славянский, а затем и русский алфавит.

VIII. Работа с текстом

(Текст записан на доске или распечатан для каждой пары учеников.)

Тетрадь новгородского мальчика

В древнем Новгороде бумаги не вырабатывали. Пергамент стоил дорого. Поэтому большинство новгородцев писали на берёсте. Больше полувека назад (в 1956 г.) при раскопках древнего Новгорода были найдены “ученические тетради” новгородского мальчика, жившего 800 лет назад.

Мальчик написал свое имя “Онфим” и начал писать алфавит. Когда ему надоедало выписывать буквы, он начинал рисовать, а также изобразил свои будущие подвиги. Одной рукой Онфим держит лошадь под уздцы, другой поражает копьем врага.

Возможно, в будущем Онфиму довелось участвовать в битве русского войска с немецкими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 г.

Беседа по вопросам.

— Какова тема текста?

— Какова главная мысль текста?

— Какие выводы можно сделать, прочитав этот текст?

Дополнительные вопросы

— Определите спряжение, время и вид глаголов, встретившихся в тексте.

— Выясните с помощью толкового словаря значение и происхождение слова пергамент.

Комментарий

Перга́мент, или перга́мен, — 1) обработанная особым образом кожа животного, служившая до изобретения бумаги материалом для письма; 2) древняя рукопись, написанная на этом материале; 3) плотная, прочная, не пропускающая жиров и влаги бумага.

Мы пользуемся, конечно, пергаментом в его третьем значении.

Слово пергамент получило название от древнего города Пергама в Малой Азии.

Тема текста обозначена в его заглавии. Главная мысль — в древности жили такие же люди, как мы; история помогает связать прошлое и настоящее.

Уже 800 лет назад письменность на Руси, в древнем Новгороде, была широко развита, дети учились грамоте.

Наши предки на пергаменте переписывали книги (Библия, летописи). Это, конечно, доверялось избранным. Простые люди писали на берёсте благодаря доступности этого материала.

Интересно, что берёсту использовали индейцы для своих пиктографических посланий. Герой индейского эпоса Гайавата изобрел письменные знаки, с помощью которых можно было передавать информацию.

Вот как об этом пишет американский поэт Генри Лонгфелло в поэме “Песнь о Гайавате” — пересказе индейских легенд:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на берёсте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес — дугу над нею,

Для восхода — точку слева,

Для заката — точку справа,

А для полдня - на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре — время ночи,

А волнистые полоски —

Тучи, дождь и непогоду.

Между прочим, на русский язык это произведение перевел замечательный писатель и поэт И.А. Бунин, с творчеством которого вы уже начали знакомиться.

Попробуйте и вы написать письмо на берёсте. Только снимайте тонкую кору осторожно, не повредите березу.

Кстати, есть два варианта произношения: берёста и береста́. Второе — береста́ — допустимо, но правильнее — берёста.

IX. Подведение итогов

Мы пользуемся нашим алфавитом легко, не задумываясь. Мы привыкли к нему. Мы выучили его еще в детстве, когда осваивали чтение и письмо.

Сегодня мы узнали, какой долгий путь прошло человечество, чтобы прийти к удобному современному способу письма, чтобы создать наиболее подходящий материал для письма.

Теперь мы можем оценить гениальную простоту алфавита, те священные знаки, которые дали нам наши далекие предки.

Домашнее задание

Написать письмо своему другу с помощью рисунков. Темы: “Как мы ходили на рыбалку”, “Как мы играли в футбол”, “Приглашение в гости” и др.

Уроки 3, 4. Волшебный мирпалеха (интеграция уроков изобразительного искусства, литературы и русского языка)

Оборудование: иллюстрации в учебнике литературы В.Я. Коровиной, фотографии с изображением палехских миниатюр, толковый словарь.

Предварительные задания:

1) подготовить сообщение о палехской миниатюре;

2) принести имеющиеся дома палехские изделия.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Беседа

Сегодня на уроке русского языка нам понадобится учебник литературы. Вы, наверное, согласитесь с тем, что этот учебник не только очень интересный, но и красивый. В нем много прекрасных иллюстраций к фольклорным и литературным произведениям, репродукций картин известных художников, фотографий.

Остановимся на нескольких иллюстрациях. Рассмотрим форзацы первой части учебника. На первом — вступление к поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила” и иллюстрация к нему художников Б.Н. Парилова и В.В. Дудорова. А ниже написано: “Палех”. Что же такое палех?

III. Сообщение ученика о палехской миниатюре

Палех — поселок в Ивановской области. До 1917 г. он был крупным центром иконописи в традициях русской живописи XV—XVII вв. После революции 1917 г. религия оказалась под запретом и творчество мастеров Палеха стало невостребованным.

В 1923 г. в Палехе решили возродить древние традиции, но на новый лад. Вместо иконописных мастерских была создана артель по росписи изделий из папье-маше. Артель стала производить разные мелкие вещицы: коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы. Их расписывали яркими темперными красками по черному фону и покрывали лаком.

Темпера (от ит. temperare — смешивать краски) — живопись красками, приготовленными на яичном желтке или на смеси клеевого раствора с маслом.

Темпера была известна уже в Древнем Египте. Средневековые иконописцы писали темперой на загрунтованных досках и покрывали живопись слоем олифы или масляного лака.

Сюжеты мастера палехской миниатюры брали из русского фольклора: сказок, былин, песен. Делались росписи и на темы современности, на темы литературных произведений.

И сейчас в Палехе сохраняют традиции русской народной живописи. В художественном училище опытные мастера передают свои секреты молодым художникам. Музей палехского искусства хранит лучшие работы искусных мастеров, открывает свои двери всем, кто интересуется волшебным миром Палеха.

IV. Иллюстрации к сказкам

1. Беседа по иллюстрации Б.Н. Парилова и В.В. Дудорова “А.С. Пушкин. “У лукоморья дуб зеленый...””.

Вернемся к иллюстрации “А.С. Пушкин. “У лукоморья дуб зеленый...”” и рассмотрим ее подробнее.

— Каких героев вы узнаете?

— Как они изображены?

— Как изображен А.С. Пушкин?

— С какой целью художники изобразили поэта среди его героев?

— Какие краски используют художники Палеха?

— Сопоставьте вступление к поэме “Руслан и Людмила” и рисунок. Все ли совпадает?

Комментарий

Пушкинские герои размещены на рисунке очень плотно, тесно, занимают почти все пространство рисунка. Здесь изображен сам Александр Сергеевич. Его фигура выделяется среди других и по размеру, и по характеру изображения. Пушкин находится на первом плане, почти в центре рисунка. В правой руке он держит свиток — символ творчества, левой поэт приглашает зрителя и читателя в мир своих сказочных героев. Фигура поэта словно вытянута вверх, над его головой — солнце. Вспомним, что Пушкина называли солнцем русской поэзии.

Удлиненные пропорции фигур — характерная черта палехской живописи, которая восходит к иконописным традициям.

Уплощенные фигуры сказочных персонажей, как и фигура поэта, выписаны очень тонко, плавно и в то же время четко.

Рисунок явно декоративен, условен: многочисленные завитки, узоры, элементы орнамента (веточки, листочки, волны) соответствуют поэтичности пушкинской сказки.

Краски рисунка яркие, насыщенные: много огненно-красного, золотистого (даже метла Бабы-яги золотистая), есть синий, зеленый. Темных красок мало: коричневый ствол дуба светится красноватым; черный фрак поэта, бороды колдуна и морского дядьки, шерсть кота и волка отливают серебром.

Бледно-голубое пространство неба заполнено раскидистой кроной дуба, в ветвях которого не сразу разглядишь русалку, почти слившуюся с листвой, и сценой полета Руслана с колдуном.

Рисунок отличается от большинства палехских произведений. Для них характерен черный яркий фон, а здесь единого фона нет: каждая изображенная сцена является фоном для другой.

Все герои Пушкина не поместились на рисунке: не видно лешего (может быть, он бродит где-то за пределами рисунка?); нет и избушки на курьих ножках, наверное, уковыляла на этих самых ножках прочь. Из тридцати “витязей прекрасных” изображены только четверо; выйти “на брег печальный и пустой” им не удастся: все заполнено, занято другими персонажами.

И все-таки ощущение такое, что рисунок вместил в себя всех сказочных героев, все чудеса. Он тоже “Русью пахнет”.

2. Иллюстрация художника А.М. Куркина к сказке “Царевна- лягушка” (на втором форзаце первой части учебника литературы).

1) Задание. Придумайте вопросы к иллюстрации.

Примерные вопросы.

— Какие эпизоды сказки отражает рисунок?

— Какой эпизод отсутствует в сказке, но есть на рисунке?

— Какая сцена сказки находится в центре?

— Как изображены герои сказки?

— Какими красками пользовался художник?

— Какие элементы орнамента есть на рисунке?

— Какое изделие мог бы украсить этот рисунок?

— Чем отличается эта иллюстрация от рисунка Б.Н. Парилова и В.В. Дудорова “А.С. Пушкин. “У лукоморья дуб зеленый...””?

— В чем проявляется сказочность рисунка?

2) Беседа по вопросам, придуманным учениками.

Комментарий

В верхней части рисунка изображено несколько фрагментов из сказки “Царевна-лягушка”: эпизоды поиска Иваном-царевичем своей жены, его встреча с избушкой на курьих ножках. В центре рисунка — танец Ивана-царевича с Василисой Премудрой.

Фигуры главных героев больше, чем фигуры остальных персонажей. Иван-царевич и Василиса Премудрая словно притягивают взгляд окружающих: все другие фигуры обращены к главным героям, все лица повернуты к ним. В этом чувствуется влияние иконописных традиций.

В центре верхней части - полет Ивана-царевича и Василисы Премудрой на ковре-самолете. Этого эпизода нет в сказке, его добавила фантазия художника.

Рисунок выполнен на черном фоне. На нем особенно четко выделяются яркие красные, золотистые, зеленые и голубые краски.

Рисунок подчеркнуто декоративен. Многие элементы образуют орнаменты. Архитектурные детали: боковые столбы, резные арки, украшенная луковками островерхая крыша — создают особый ритм. В верхней части рисунка растительный орнамент, который образуют ветви и листья деревьев, и орнамент ковра-самолета. В нижней части орнамент создается изящными фигурами лебедей, синими волнами и затейливым узором ковра.

Таким рисунком могли бы украсить, скорее всего, шкатулку или коробку для рукоделия.

В отличие от рисунка Б.Н. Парилова и В.В. Дудорова “А.С. Пушкин. “У лукоморья дуб зеленый...”” иллюстрация изображает только сказочных героев. Фигуры четко выделяются, так как изображены на черном фоне. Рисунок А.М. Куркина более декоративен, ритмичен. В нем соблюдается тройственность, характерная для фольклорных произведений, в частности сказок: три лебедя; соединенные по три фигуры в центральной части рисунка; три фрагмента сказки в верхней части; три островерхих крыши; по бокам крыши с тремя луковками.

3) Задание. Опишите действия героев рисунка, подчеркните глаголы как члены предложения, обозначьте их спряжение и вид.

3. Беседа.

Возьмем в руки вторую часть учебника литературы. Здесь мы тоже найдем репродукции палехских художников. На этот раз это иллюстрации к сказам Павла Петровича Бажова.

Эти сказы словно сами просятся стать сюжетом произведений Палеха, украшающие изящные коробочки и шкатулки. Ведь сборник уральских сказов Бажова называется “Малахитовая шкатулка”.

4. Задание. Рассмотрите рисунки палехских мастеров на с. 69—71; опишите любой из них.

V. Обмен впечатлениями и заключительное слово учителя






Для любых предложений по сайту: [email protected]