ИГРОВЫЕ УРОКИ - ПРИЛОЖЕНИЯ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

ИГРОВЫЕ УРОКИ - ПРИЛОЖЕНИЯ

Цели: прививать интерес к русскому языку; развивать память, кругозор, абстрактное мышление, чувство слова.

Урок 1. Викторина

Викторину можно проводить между командами или как индивидуальное первенство (кто первый ответит, кто больше подберет слов).

1. Назовите имена существительные, которые склоняются как прилагательные. (Столовая, гостиная, мостовая, ученый, жаркое, насекомое, парикмахерская и т. д.)

2. Чем различаются глаголы чернить и чернеть, белить и белеть, синить и синеть? (Значением и спряжением.)

3. Что нужно сделать с существительными дорога, полог, сера, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя ни одной буквы? (Переставить ударение.)

4. К каким частям речи относятся слова жаркое, звонок, смела? (Примерный ответ. Жаркое — существительное и прилагательное; звонок — существительное и краткое прилагательное; смела— краткое прилагательное и глагол. В первых двух словах смысл зависит от ударения.)

5. Найдите слова, состоящие из пяти или шести согласных и одной гласной буквы. (Взгляд, вскрик, спектр, всхлип. Слово всплеск имеет шесть согласных.)

6. Отгадайте название планеты. Оно состоит из четырех букв. Замените первую букву — получится название хищного животного; вторую — название сладкого напитка; третью — название ценной зерновой культуры (синоним кукурузы); четвертую — месяц года. (Марс: барс — морс — маис — март.)

Загадки-шутки

1. Какое слово состоит из трех одинаковых букв? (Трио.)

2. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семья.)

3. Из какой буквы надо выкинуть А, чтобы получилось название жилища? (ИзБА.)

4. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (ЗаЯЦ.)

5. В каких словах есть по три одинаковые гласные буквы, стоящие рядом? (Длинношеее, тонкошеее и т. д., змееед.)

6. Какую фразу можно найти в алфавите? (Где ёж?)

7. Как мышеловку записать пятью буквами? (Кошка.)

8. В названии какой птицы надо изменить первую букву, чтобы получился доктор? (Грач — врач.)

9. Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль.)


* Уроки можно использовать при повторении, обобщении, во внеклассной работе.

Урок 2. Анаграммы, метаграммы, шарады, логогрифы

I. Беседа

С некоторыми видами лингвистических игр вы уже знакомы. Например, это игра в анаграммы, которая заключается в перестановке букв или звуков с целью образования нового слова. В некоторых случаях можно образовать лишь одно новое слово, например: гол — лог, а в некоторых - целый ряд слов.

В викторине встречались мы и с метаграммами. Эта игра предполагает замену одних букв другими для получения нового слова {Марс: барс — морс — маис — март.)

Известен вам и принцип шарады — загаданное слово делится на составные части, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Шарады часто зарифмовываются. Например:

Начало слова - лес,

Конец - стихотворенье,

А целое растет,

Хотя и не растенье. (Борода.)

Есть еще игра в логогрифы, когда прибавляют (вставляют) или выбрасывают (удаляют) буквы, слоги, звуки, заменяют или переставляют их, получая новое слово. Их тоже часто зарифмовывают.

Целое — птица, а ноту отними - в золу превратится. (Перепел — пепел.)

II. Игры

1. Анаграммы.

1) Найдите анаграммы слов баня, брус, брак. (Баян, сруб, краб.)

2) Найдите три анаграммы слова сорт. (Трос - торс — рост.)

3) Трудно найти цветок пышней,

Буквы переставь — катаю детей. (Пион — пони.)

2. Метаграммы.

1) Мне недолго измениться:

С С я рыба, с Ф я птица. (Сазан — фазан.)

2) Когда я с Д, меня сорвут,

Когда я с П, на мне плывут. (Плод — плот.)

3) С М я в море, с В я в поле,

С П я в доме, с Г в футболе. (Мол — зол — пол — гол.)

3. Шарады.

1) Мое начало — буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго — корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое — весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, но снова полетит. (Шмель.)

2) К торжественному крику

Прибавь сонорный звук,

Чтоб протянулись горы с севера на юг. (Урал.)

3) Начало — пища птиц, зверей,

Конец — в начале букварей,

А в целом — есть у кораблей. (Корма.)

4. Логогрифы.

1) На дне реки в прохладной тьме

Скрываюсь я века.

Но вот ты Н прибавил мне —

И я уже река. (Ил — Нил.)

2) Я мал, и невелик мой вес,

От ветра в поле я качаюсь,

Но если мне прибавить С,

То я в гиганта превращаюсь. (Колос — колосс.)

3) Мы всех, и взрослых, и детей,

В часы досуга развлекаем,

Но если нам приставишь Т,

Мы их ужасно напугаем. (Игры — тигры.)

Урок 3. Олимпиада

1. Сколько букв в русском языке?

(А) 27; (Б) 29; (В) 33; (Г) 34.

2. Сколько слов можно составить из букв слова клоун, используя сразу все буквы (данное слово исключается из счета)?

(А) 2; (Б) 3; (В) 1; (Г) ни одного.

3. Сколько из перечисленных слов являются названиями профессий: водитель, госпиталь, самоучитель, строитель?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре.

4. Какие из приведенных слов являются однокоренными к слову гора?

1) загореть; 2) горюшко; 3) горец; 4) пригорок; 5) горевать.

(А) 2, 3, 4; (Б) 1, 2, 3; (В) 3, 4; (Г) 3, 4, 5.

5. Отметьте слова с одинаковыми приставками.

1) избить; 2) изба; 3) измена; 4) изморозь.

(А) 1, 3, 4; (Б) 1, 2, 3; (В) 3, 4; (Г) 2, 3, 4.

6. Сколько из приведенных слов имеет уменьшительный суффикс: винтик, ластик, физик, столик, нолик?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4.

7. Какие из приведенных слов имеют приставку по-?

1) полянка; 2) посылка; 3) помост; 4) пожалеть.

(А) 1, 2, 3, 4; (Б) 2, 3; (В) 3, 4; (Г) 2, 3, 4.

8. Сколько существительных изменит склонение, если ударение перенести с первого слога на второй: замки, белки, кружки, ложки, полки?

(А) 4; (Б) 3; (В) 2; (Г) 5.

9. Сколько из приведенных слов может быть и существительным, и глаголом: стекло, печь, жила, рыл, вил?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 5.

10. Образуйте форму 1-го лица ед. ч. от глагола победить.

1) победю; 2) побежду; 3) форма не образуется; 4) побеждаю.

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4.

11. Сколько существительных женского рода в списке: шампунь, тапки, рояль, рельсы, роскошь?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4.

12. Какие из перечисленных глаголов относятся к I спряжению?

1) шить; 2) кормить; 3) догнать; 4) выстелить; 5) таять.

(А) 1, 3; (Б) 3, 4, 5; (В) 4, 5; (Г) 1, 4, 5.

13. В каких из перечисленных слов совпадает количество букв и звуков?

1) якорь; 2) ель; 3) маяк; 4) семья; 5) магия.

(А) 1, 2, 3; (Б) 1, 2, 4; (В) 3, 4, 5; (Г) 1, 4, 5.

14. В каких словах ударение падает на первый слог?

1) звонят; 2) свекла; 3) торты; 4) начала; 5) понял.

(А) 2, 3, 5; (Б) 1, 2, 4; (В) 3, 4, 5; (Г) 1, 2, 5.

15. В каких предложениях есть антонимы?

1) Гиппопотам — это бегемот.

2) Сделал дело — гуляй смело.

3) Гулливер был и великаном, и карликом.

4) Рыба не крупная, а мелкая.

5) Закрой глаза, открой рот.

(А) 2, 3, 5; (Б) 1, 2; (В) 3, 4, 5; (Г) 3, 4.

Ключ: 1) В; 2) Б: клоун — колун — уклон — кулон; 3) Б; 4) В; 5) А; 6) В: винтик, столик, нолик; 7) Г; 8) А; 9) Г; 10) В; 11) Б; 12) Г; 13) Б; 14) А; 15) В.






Для любых предложений по сайту: [email protected]