Все уроки русского языка 6 класс
Р.Р.4. Изложение текста повествовательного характера, содержащего ситуацию общения - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Цели: продолжить обучение написания изложения, используя план и соблюдая логическую последовательность событий в тексте повествовательного характера; формировать навыки правильного общения на примере текста изложения «Павлик»; воспитывать у учащихся умение поддерживать дружбу, быть правдивыми.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Слово учителя
— В жизни очень важна дружба. К друзьям нужно относиться бережно, уважая их интересы, не обижая. Как поступить в той или иной ситуации? Как повести себя? Мы учимся этому на ошибках других. Послушайте текст и подумайте над ситуацией.
II. Постановка целей и задач урока
III. Объяснение нового материала
1. Чтение текста изложения «Павлик»
(По мотивам отрывка произведения Ю. Нагибина, помещенного в «Сборнике текстов для изложений» Л. А. Виноградовой, А. Н. Горчак).
ПАВЛИК
Митина вздорность, всегдашняя готовность к ссоре стали казаться мне непременной принадлежностью дружбы. Павлик же не понимал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. Нам было по четырнадцать, когда я на себе испытал, каким непримиримым может быть покладистый Павлик.
Учительница немецкого языка никогда не спрашивала у меня уроков. Мы и так разговаривали с ней по-немецки. Вдруг она вызвала меня к доске. Я проспрягал глагол, прочитал статейку, пересказал содержание.
— Теперь стихотворение.
— А вы разве задавали? Да я же не был в школе.
— Совершенно верно, ты отсутствовал. А спросить у товарищей не мог?
О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он словом не обмолвился о стихотворении. Забыл, наверно. Я так и сказал.
— Встань! — приказала Павлику учительница. — Это правда? — Он молча наклонил голову. И я понял, что как раз о немецком я его не спрашивал.
Когда я вернулся на место, Павлика не оказалось рядом.
Почти год еще держал меня Павлик в отчуждении.
(159 слов) (По Ю. Нагибину)
2. Комментарий к тексту
Подчеркнутые слова выносятся учителем на доску.
3. Работа с текстом
— Определите тему и основную мысль текста.
— Как подается ситуация общения? Каковы ее составляющие части?
— Как вы понимаете фразы сделка с совестью, держать в отчуждении?
— Как вы считаете, каков мог быть разговор у Павлика и главного героя, когда они мирились? Кто подошел первым?
— Что вы вынесли для себя из этого текста?
4. Составление плана (запись на доске)
План
1) Друзья главного героя.
2) Урок немецкого.
3) Несправедливый укор.
4) В отчуждении.
5. Напоминание об оформлении пунктуации в диалоге
6. Второе прочтение текста учителем
7. Написание изложения
IV. Домашнее задание
Составить диалог-продолжение (по парам): как и кто выйдет, по вашему мнению, из ситуации, описанной в тексте (вводная часть + 7— 8 реплик + заключение).