Композиция текста - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Композиция текста - Синтаксис и пунктуация

Цель урока - формировать представление об основных структурных элементах текста: зачине, развитии темы, концовке


I. Тема и идея текста (повторение) (проверка домашнего задания).

По усмотрению учителя в сильном классе может быть проведена самостоятельная работа.

Задание 1. Изложите кратко тему и идею того произведения, которое вы анализировали дома (упр. 194).

Задание 2. Запишите под диктовку словосочетания из упр. 192 (домашнее задание) и обозначьте в словах приставки.

В слабом классе можем организовать совместное обсуждение выполнения упр. 194.


II. Основные композиционные элементы текста (текст (с. 82), упр. 199, 201, 202).

В ходе внимательного чтения текста на с. 82 обратим особое внимание на необходимость продумывать композицию не только всего текста в целом, но и каждой его смысловой части.

Работа с упр. 199 подведёт ребят к выводу о том, что для достижения смыслового и композиционного единства текста необходимо продумывать содержание и построение зачина и концовки. Соответствие этих композиционных элементов замыслу автора, их смысловая соотнесённость обеспечивают цельность текста.

Важно, чтобы в ответах учащихся по теме упр. 201 прозвучала мысль о том, что в тексте не должно быть микротем или предложений в составе микротемы, которые не соответствуют теме текста и не способствуют выражению его идеи, замысла автора. Наличие инородных (не соответствующих теме, стилю) элементов в тексте нарушают его цельность. Кроме того, учащиеся отметят, что в тексте должны присутствовать необходимые композиционные части, так как каждая из них также обеспечивает смысловую цельность этого текста: в зачине может быть заявлена тема, в основной части эта тема раскрывается, в концовке подводится итог сказанному в основной части, даётся его оценка, делается вывод.

После того как ребята ознакомятся с условными значками и прочитают текст ученического сочинения, организуем обсуждение нарушений, допущенных в работе, по вопросам:

1. Почему первую часть работы необходимо исключить из текста? (Она не соответствует заявленной в заголовке теме.)

2. Какие нарушения в построении текста допускает ученик? Чем вызваны такие ошибки? (Ученик допускает ошибки в разделении текста на смысловые части и абзацы. Это, по-видимому, связано с тем, что он не знает, что каждая новая смысловая и композиционная часть, в которой раскрывается микротема текста, должна выделяться с помощью абзаца. Так, в основной части содержится три микротемы: 1) Акробаты, наездники, дрессировщики; 2) Клоун; 3) Медведи и тигры. Каждая из этих микротем должна оформляться как абзац, и внутри неё не должно быть неоправданного членения. Кроме того, необходимо выделить абзацем завершающую композиционную часть – концовку.)

3. Докажите, что ученик неудачно использует грамматические средства связи предложений в тексте и покажите, как можно избежать связанных с этим ошибок. (В качестве средства связи предложений в тексте ученик использует личные местоимения, но такое использование оказывается неудачным, так как нарушает требование точности речи. Как средство связи могут быть использованы контекстуальные и языковые синонимы, формы слова, однокоренные слова и т. д.)


Д. з.: 1) пересказ текстов (с. 80, 82); 2) на выбор: упр. 198 или упр. 200.

Резерв – упр. 197.






Для любых предложений по сайту: [email protected]