Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Связь предложений в тексте - Синтаксис и пунктуация
Цели урока: 1) дать представление о способах и средствах связи предложений в тексте; 2) формировать умение использовать различные средства связи предложений в собственных высказываниях.
I. Способы связи предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь (тексты (с. 88-89)).
Приступая к изучении темы, постараемся сразу развести в сознании шестиклассников понятия «способы связи» (последовательная (цепная), параллельная) и «средства связи» (местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты в текстах с последовательной связью и, например, одинаковый порядок главных членов в предложениях текста с параллельной связью, вопрос для установления смысловой связи).
II. Средства связи предложений в тексте (упр. 210-212, 216, 217).
Результатом анализа связанных последовательной связью предложений (упр. 210) станет вывод учащихся о том, что в качестве средства связи предложений в тексте могут использоваться местоимения. Заострим внимание учащихся на том, что использовать в качестве средства связи личные местоимения можно лишь в том случае, если не возникает в сомнения в том, какое существительное (прилагательное, числительное) это местоимение замещает. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, предложим ребятам ещё раз открыть упр. 202, с которым они работали на уроке 32, и найти примеры неудачного использования личного местоимения в качестве средства связи предложений.
В процессе работы с упражнениями поясним, что средствами связи предложений текста могут быть контекстные синонимы – слова, которые в рамках текста называют один и тот же предмет (лицо, явление): птица, полярная сова, хищница (упр. 211); чайка, птица (упр. 214).
В слабом классе в случае затруднения учащихся в работе с заданием упр. 216, предложим примеры использования указанных средств связи.
1) По улицам неслись потоки воды. Они сверкали, искрились под лучами весеннего солнца, весело и шумно прокладывали себе путь, захватывая и унося комья серого снега и хлопья прошлогодних листьев. 2) Ледяную горку оккупировали малыши. Детвора с гомоном и криками неслась на санках, картонках, а то и просто на животах с крутого снежного склона. 3) Это было весной. В самом начале апреля наша экспедиция подходила к месту назначения. 4) Лето мы провели на даче. Наша дача со всех сторон окружена пышным садом. 5) Я люблю весёлых людей. Умение весело смотреть на жизнь отличает обычно людей доброжелательных.
Подведём ребят в случае необходимости к мысли о том, что прилагательные использованы в тексте-описании (упр. 217) для того, чтобы раскрыть тему (цвета радуги) и выразить идею текста (в радуге, которую увидел мальчик, было много цветов, и один из них был совершенно удивительным).
Задание 3 упр. 217 предложим только учащимся сильного класса.
Д. з.: 1) пересказ текстов (с. 88-89); 2) на выбор: упр. 214 или 218 с доп. зад.: подчеркнуть в сочинении средства связи предложений; 3) индив. зад. – упр. 215.