Повествование с элементами описания и рассуждения - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Повествование с элементами описания и рассуждения - Синтаксис и пунктуация

Цель урока - тренировать умение учащихся определять типологическую структуру текста с сочетанием разных типов речи.


I. Типы речи (повторение) (проверка домашнего задания).

Проведём краткий анализ двух-трёх ученических сочинений каждого типа речи, предварительно предоставив возможность учащимся самостоятельно прокомментировать свою работу в соответствии с планом, данным в упр. 247 (2).


II. Повествование с элементами другого типа речи (текст (с. 109), упр. 251 (1, 2), 257).

Выслушав те заголовки, которые назовут ребята (упр. 251 (1)), попросим их определить, в каких из них отражена тема («Сон», «Майин сон»), а в каких – идея («Чудесный сон», «Удивительный сон», «Волшебный сон» и т. д.) текста.

Предложим ребятам провести типологический анализ текста, используя план на форзаце 2: Это повествование, так как в этом тексте рассказывается, как Майя готовилась ко сну и что она во сне увидела. Повествование включает описание улицы (начало второго абзаца) и развёрнутое описание сна девочки. В тексте присутствуют необходимые элементы повествования: завязка (мама велит девочке идти спать), развитие действия (девочка готовится ко сну и ложится), кульминация (сон), развязка (мама будит Майю). В этом повествовании используются глаголы, обозначающие последовательность действий: подошла, засмотрелась, побежала, легла, зажмурилась.

После того, как ребята предложат свои варианты развития событий, описанных в тексте упр. 257, попросим выступить с сообщением учащихся, готовивших индивидуальное задание (упр. 257 (3)).


III. Тренировка орфографических умений (упр. 228).

По своему усмотрению учитель может провести работу с упр. 228 по заданиям:

Задание 1. Выпишите из словосочетаний и запомните написание: 1) глагола; 2) сложного существительного; 3) существительных с суффиксами -ени, -ни, -от, -ост; 4) прилагательных с суффиксами –ическ, -еск; Суффиксы выделите.

Задание 2. Выпишите из словосочетаний слова с безударной гласной а в корне и укажите проверочные слова или формы.

Задание 3. Многократно отчётливо проговорите и запишите по памяти слова меридиан, параллель, масштаб, сезонный.

Задание 4. Запишите словосочетания под диктовку учителя и проверьте свои записи по учебнику.


Д. з.: 1) на выбор: упр. 250, или 252, или 259; 2) по желанию – упр. 251 (3).






Для любых предложений по сайту: [email protected]