Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов - Лексикология, орфография. Культура речи - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Цель: углубление знаний об источниках фразеологизмов, о связи фразеологии с культурой и историей народа — носителя языка.
Ход урока:
I. Орфографический тренинг.
II. Актуализация знаний о фразеологизмах, об отличии фразеологизмов от свободных сочетаний слов.
Материал для наблюдения — упражнение 200.
Теоретический материал учебника.
Упражнения 201—206.
III. Углубление знаний об источниках фразеологизмов, связи фразеологии с культурой и историей народа — носителя языка.
Упражнения 207—208, 210.
IV. Развитие навыков говорения. Составление устного рассказа.
Упражнение 203.
Вариант организации работы — пересказ текста об истории возникновения одного из фразеологических оборотов.
В Южной Италии римляне столкнулись с опасным противником, это были греческие колонии. Особенно тяжёлой оказалась борьба с городом Тарентом. Для защиты от римлян граждане Тарента пригласили из Греции знаменитого полководца — царя Пирра.
Пирр высадился в Италии с небольшой, хорошо вооружённой армией, в которой даже были боевые слоны.
Первое сражение с римлянами царь выиграл, и всё же был момент, когда армия Пирра отступила. Среди воинов разнеслась весть, что царь убит. Пирру пришлось, сорвав с головы шлем, проскакать перед войсками, хотя он и вправду был ранен. Победить Пирру помогли слоны. Невиданные в Италии животные испугали лошадей римлян и обратили их в бегство. Затем отступила и пехота.
Римляне не сложили оружие. Второе сражение продолжалось два дня. Первый день принёс успех римлянам, второй — Пирру. Принимая поздравления на поле боя, усеянном телами погибших воинов, Пирр воскликнул:
— Ещё одна такая победа, и я останусь без войска!
С тех пор выражение пиррова победа означает такую победу, которая досталась слишком дорогой ценой и на самом деле близка к поражению.
(По Ф. А. Михайловскому)
Домашнее задание: упражнения 209, 211.