Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: научить правильно писать гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных (орфограмма 35), графически обозначать условия выбора правильных написаний, определять значения суффиксов.

Личностные УУД. Развитие нестандартного мышления. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Анализ и синтез явлений. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Найдите в данном ряду слов то, которое отличается от остальных по своему морфемному составу: малец, мальчик, малыш, малютка, малявка.

Ответ: все слова, кроме слова мальчик, образованы суффиксальным способом от слова малый. В современном языке слово мальчик непроизводное.

II. Изучение нового материала.

1. Образуйте от слова мальчик слово с уменьшительным суффиксом. Произнесите его, сделайте фонетический разбор. Как вы думаете, какую ошибку можно допустить в его правописании? Почему?

Учитель выносит на доску словообразовательную пару, ученик выполняет фонетический разбор. Мальчик → мальчонка: [мал’ч’онка].

— Чему соответствует написание? Попробуйте сформулировать правило.

2. Чтение правила на с. 157, корректировка формулировки и приведённых примеров. Проблемным является выбор в ударной позиции между о и ё. В безударной позиции их смешения быть не может. Зато формулировка “без ударения — буква е” может привести к ошибке в правописании орфограммы 34, например, в словах ключик, ножик, карандашик гласная безударная, но пишется и, а не е. Среди примеров есть ошибка в выделении суффикса: крошечка ← крошка ← кроха (суффиксов в слове два, в первом — беглая гласная).

Правило можно сформулировать так: после шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется о в соответствии с произношением.

3. Выполнение упр. 302 сопровождается выделением орфограмм 34 и 35. Следует учесть: в словах подушечка и точечка гласные пропущены в корнях, суффикс в них -к-, в корнях — беглая гласная. После выполнения упражнения учащиеся формулируют вывод о значениях суффиксов -онк-, -онок-.

III. Закрепление изученного.

1. Упр. 303 выполняется с опорой на сделанный вывод.

2. Объяснительный диктант.

1) Ребятишки привели показывать свои сокровища: телят, козлят, барашков и даже одного верблюжонка. (И. Черепов) 2) Здесь ничего не пропущено, каждая петелька и крючочек на своём месте. (И. Лажечников) 3) Малыш сердито махнул на него ручонкой. (Ф. Искандер) 4) Врач подхватил ящичек, портфельчик, поклонился и вышел. (Ю. Домбровский) 5) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её, сунул за пазуху и пустился большими шагами домой. (И. Тургенев)

IV. Подведение итогов урока. Взаимопроверка диктанта, оценка усвоения новой орфограммы.

V. Домашнее задание. Упр. 306.






Для любых предложений по сайту: [email protected]