Повторение и обобщение материала по теме Имя существительное - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Повторение и обобщение материала по теме Имя существительное - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал; совершенствовать орфографические навыки; развивать устную научную речь.

Личностные УУД. Смыслообразование. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Самоанализ. Коррекция. Познавательные УУД. Обобщение и систематизация. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Работа в паре.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Что общего у существительных рефери, атташе, хиппи и чем они отличаются друг от друга? Объясните их значения. Приведите примеры склоняемых слов, которые ведут себя в речи аналогично.

Ответ: рефери, атташе — инженер, министр; хиппи — неряха, плакса.

II. Проверка домашнего задания. Группы оценивают алгоритмы, выбирают лучший, его автор демонстрирует возможности алгоритма в процессе перекрёстного опроса.

III. Повторение и обобщение материала.

1. Подготовка ответов на контрольные вопросы учебника (с. 159). Отбор материалов для составления связного текста на лингвистическую тему по заданию упр. 309. В работе используются составленные ранее таблицы.

2. Мини-олимпиада. Класс делится на четыре группы. Первые две группы вытягивают тему своего матча. Затем так же поступают остальные группы. Победители матчей встречаются друг с другом. За третье место сражаются проигравшие.

Темы: “Не с существительными”; “Суффикс -чик (-щик)”; “Оё после шипящих”; “Суффиксы -ек, -ик”. Условия матча: каждая команда по жребию получает задание представить один из вариантов написания (например: слитное написание не / раздельное написание не). Игроки приводят примеры по очереди. Побеждает команда, которая без ошибок приведёт большее число примеров.

3. Составление обобщающей таблицы “Способы образования имён существительных”. Упр. 310 следует использовать с дополнениями и исправлениями. Учащимся можно адресовать такие вопросы:

— Какие способы образования имён существительных здесь не названы? (Бессуффиксный, сложение с суффиксацией.)

— Каким способом образовано слово безоблачность? (Суффиксальным, об этом свидетельствует в том числе суффикс -ость, с помощью которого образуются отвлечённые существительные от прилагательных.)

4. Составление тренировочного упражнения (с пропусками орфограмм) по заданию упр. 314 на карточке. Обмен карточками, выполнение задания, взаимопроверка.

5. Упр. 311 выполняется по группам, каждая из которых отвечает за свой раздел: лексический, морфологический, орфографический, синтаксический. Выбирается ученик, который готовит выразительное чтение отрывка.

IV. Комплексная работа с текстом.

В материалах учебника представлены три текста (упр. 315— 317). Учитель может выбрать один из них для комплексной работы, а может предложить работу по группам (вариантам). При подведении итогов работы каждая группа выразительно читает текст, определяет его тему и основную мысль.

V. Подведение итогов урока. Вывод о роли существительных в речи.

VI. Домашнее задание. Подготовка к контрольной работе. Если учитель выбирает форму подготовленного диктанта, то выполнить упр. 307.






Для любых предложений по сайту: [email protected]