Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Порядковые числительные - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о порядковых числительных и особенностях их склонения; развивать навыки самостоятельной работы; учить предупреждать и исправлять орфографические и речевые и ошибки.
Планируемые результаты: знание правил написания порядковых числительных, особенностей склонения составных порядковых числительных; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Связный рассказ об употреблении мягкого знака в середине числительных.
- Упр. 403 - проверка по цепочке.
III. Самоопределение к деятельности
— Что обозначают порядковые и количественные числительные?
— Чем они отличаются друг от друга?
— О чём говорит название “порядковые числительные”?
— Как изменяются такие числительные?
— Прочитайте запись.
В 2014 году в Сочи состоятся зимние Олимпийский игры.
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться со свойствами порядковых числительных и особенностями их склонения.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Чтение теоретического материала, правила (с. 49, 50).)
- Слово учителя. Предупреждение речевых ошибок
В разговорной речи мы часто употребляем сочетания порядковых числительных с существительными — различные даты.
Работу надо закончить к третьему октября. Перед тридцать первым декабря всегда много радостных хлопот.
Обратим внимание на то, что название месяца ставится в родительном падеже.
Очень часты ошибки в поздравлениях: С Восьмым мартом! или С Восьмое марта! Правильно так: С днём Восьмое марта!; С Восьмым марта!; С праздником Первое мая!; С Первым сентября!
При этом порядковое числительное, обозначающее праздничный, знаменательный день, пишется с большой буквы, а после слов праздник, день, дата ставится в именительном падеже.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 404 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
Упр. 405 — коллективное выполнение с комментированием.
Упр. 406 — устное выполнение.
Упр. 407 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях. 2. Словарная работа
— Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамке на с. 49. подчеркните орфограммы.
— Выясните значение и происхождение слов по словарям. Комментарии
Центнер — сто килограммов, одна десятая тонны. Слово происходит от латинского centum — сто, родственно слову цент (сотая доля доллара).
Гектар — единица площади, равная площади квадрата со стороной 100 м (10 000 кв. м = 100 аров). Слово пришло к нам из французского, а происходит оно от сложения части греческого слова hekaton — сто и латинского слова area — площадь. Получается, что, по существу, центнер и гектар родственники.
— Составьте предложения с этими словами.
- Подведение итогов урока
— Каково значение порядковых числительных?
— В чём особенность склонения составных порядковых числительных?
— Что общего в склонении прилагательных и порядковых числительных?
Домашнее задание
Учебник: § 70, упр. 406 (письменно + подготовить устные сообщения на тему “Памятные даты”).