Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Мягкий знак на конце и в середине числительных - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закреплять знания о простых и составных числительных; познакомить с правилами употребления мягкого знака в числительных; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки.
Планируемые результаты: знание правила написания мягкого знака в числительных; умения применять изученное правило, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Связный рассказ о простых и составных числительных.
Задание 83 из рабочей тетради - проверка по цепочке, синтаксический разбор на доске.
Упр. 400 — чтение текста, устранение возможных речевых ошибок.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Рост населения Земли”, “Население земного шара”.
Стиль речи - научный.
Заметим, что в 2012 г. численность населения Земли превысила 7 млрд. человек.
III. Актуализация знаний
Распределительный диктант
— Запишите количественные и порядковые числительные, выраженные числами 100, 35, 90, 18, 20, 41, 300, 267, в два столбика: простые, составные.
- Самоопределение к деятельности
— Запишите числа 8, 18, 80, 800 словами и прочитайте их. (Восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот.)
— Что нужно знать, чтобы правильно написать эти числительные? (В каких числительных пишется мягкий знак, а в каких нет.)
— Что обозначает мягкий знак в словах восемь, восемьдесят, восемьсот! (Мягкость согласного звука [м'].)
— Слышится ли в середине слова восемнадцать мягкий согласный [м']? (Нет.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с правилом написания мягкого знака в числительных.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
Чтение правил (с. 47, 48).
Упр. 401 - коллективное выполнение с комментированием.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
(Упр. 402 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.)
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 84 - самостоятельное выполнение.)
- Занимательная лингвистика
Вы знаете, что обычно для изображения чисел мы пользуемся арабскими цифрами. Но есть ещё и римские цифры. Система цифр древних римлян основана на употреблении особых знаков (букв) для десятичных разрядов: I = 1, X = 10, С = 100, М = 1000 и их половин: V = 5, L = 50, D = 500. Натуральные числа записываются при помощи повторения этих цифр. При этом если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая перед большей, то меньшая вычитается из большей.
Например, I, X, С ставятся соответственно перед X, С, М для обозначения 9, 90, 900 или перед V, L, D для обозначения 4, 40400. Например, VI = 5 + 1 = 6, IV = 5 - 1 = 4; XIX = 10 + 10 - 1 = 14, XL = 50 - 10 = 40 и т. д.
В наше время римские цифры по традиции используются дли обозначения веков (XXI в. и т. д.), годов н. э. (MCMLXXVII - 1977 и т. д.), месяцев при указании дат (например, 6.VI .2011), порядковых числительных (учебник для VI класса), разделов книг и документов.
Цифрам соответствовали и буквы древнерусского алфавита - кириллицы. Например, буква а (аз) обозначала и цифр: 1 в (веди) — цифру 2, г (глаголь) - цифру 3, д (добро) — цифру I с (есть) - цифру 5 и т. д
Две буквы обозначали звук [и]: и ы. И обозначала цифру, поэтому называлась ещё “и восьмеричное”, а i — число 10, поэтому называлась “и десятеричное”.
Кстати, в украинском языке сохранились обе эти буквы. Мы можем встретить их, например, в названии столицы Украины. И сейчас примерно соответствует русскому ы, а i — русскому и.
VII. Подведение итогов урока
— В каких случаях в числительных пишется мягкий знак?
Домашнее задание
Учебник: § 69, упр. 403.