Отрицательные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Отрицательные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие об отрицательных местоимениях, их скло­нении; познакомить с условиями выбора приставок не- и ни- в от­рицательных местоимениях, с правилом слитного и раздельного написания не и ни; показать способность отрицательных место­имений усиливать отрицательный смысл предложений.

Планируемые результаты: знание способа образования и мор­фологических особенностей отрицательных местоимений; умения различать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, выбирать слитное и раздельное написание не и ни, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; раз­витие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания
  3. Связный рассказ о строении и правописании неопределён­ных местоимений.
  4. Упр. 461 — чтение текста по частям, обсуждение заданий, морфологический и синтаксический разбор на доске.

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

А я всё чаще замечаю, Что меня как будто кто-то подменил, О морях и не мечтаю — Телевизор мне природу заменил.

— Откуда взяты эти слова? (Это песня кота Матроскина из мультфильма “Каникулы в Простоквашино”.)

— Объясните орфограммы и знаки препинания. Укажите раз­ряд местоимений.

(Следует обратить внимание учащихся на то, что слово что в этом предложении является не относительным местоимением, а подчинительным союзом: его нельзя заменить именной частью речи, к нему нельзя поставить вопрос.)

  1. Самоопределение к деятельности

Название разряда местоимений, которые мы сегодня будем изучать, — отрицательные — тоже говорит само за себя, как, например, и вопросительные, и неопределённые. Предпо­ложите, какие местоимения называются отрицательными. (Это местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, нисколько.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с новым разрядом местоимений — отрица­тельными, узнать о способах их образования, особенностях склонения, правописания и употребления в речи.)

  1. Работа по теме урока
  2. Наблюдения над особенностями отрицательных местоимений

— Как, по-вашему, образуются отрицательные местоимения? (Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не- и ни-.)

Отрицательные местоимения связаны происхождением с вопросительными, поэтому логично предположить, что и изменяются они также, как вопросительные. Проверим это, просклоняв местоимения обоих разрядов.

(Устное выполнение.)

Мы доказали, что наше предположение верно, и заметили, что местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа.

— Какую закономерность вы заметили в выборе приставок не- и ни-? (Приставка не всегда ударная, приставка ни- без­ударная.)

— Найдите в предложениях отрицательные местоимения и определите их синтаксическую роль.

1) Никто не забыт, ничто не забыто. (О. Берггольц) (Подлежащее.) 2) Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь. (С. Есе­нин) (Определение.) 3) Я — для всех и ничей. (К. Бальмонт) (Сказуемое.) 4) И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзго­ды. (М. Лермонтов) (Дополнение.) 5) Закручинился Иван-царевич, да де­лать нечего, пошёл он искать Василису по белу свету. (Сказуемое.)

— Какую роль играют отрицательные местоимения в пред­ложении? (Отрицательные местоимения входят в состав отрицательных предложений, они указывают на отсутствие предмета, признака, количества.)

  1. Работа по учебнику

Чтение теоретического материала и правила (с. 79, 80).

Упр. 462 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

Упр. 463 — устное выполнение.

Упр. 464 — комментированное письмо.

  1. Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 79.

Запищите их в орфоэпический словарик, поставьте ударе­ние. Запомните, как они произносятся.

Составьте словосочетания с этими словами.

VII. Подведение итогов урока

— Как образованы отрицательные местоимения?

— Какие отрицательные местоимения не имеют именитель­ного падежа?

— Как различить приставки не- и ни- в отрицательных место­имениях?

— При каком условии отрицательное местоимение с ни уси­ливает отрицательный смысл предложения?

Домашнее задание

Учебник: §81 (с. 79, 80).

Рабочая тетрадь: задание 93.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания
  3. Рассказ о составе, склонении и правописании отрицатель пых местоимений.
  4. Задание 93 из рабочей тетради — проверка по цепочке.

III. Самоопределение к деятельности

— Как правильно выбрать приставку не- или ни- в отрицатель­ных местоимениях? Упр. 469 — фронтальная проверка.)

  1. IV. Актуализация знаний

(Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятель­ных наблюдений” (с. 81).)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться правильно писать отрицательные местоимения.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

  1. Чтение правила (с. 81), беседа по прочитанному.

— При каком условии отрицательные местоимения пишутся раздельно с не и ни?

— Правописание каких местоимений тоже зависит от употреб­ления предлога? (Неопределённых местоимений с кое-.)

  1. Упр. 465 - коллективное выполнение с комментированием.
  2. Упр. 466 — комментированное письмо, обсуждение смысла пословиц.
  3. VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

  1. Упр. 467 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
  2. Упр. 468 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой (вариант 1 выписывает отрицательные местоимения со слитным написанием, вариант 2-е раздельным).

VII. Подведение итогов урока

— Как связано правописание отрицательных местоимений с ударением в них?

— Как пишутся отрицательные местоимения, если не и ни от­деляются от них предлогом?

Домашнее задание

Учебник: § 81, упр. 469.

Ход урока 3

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 469 — фронтальная проверка.)

III. Актуализация знаний

Объяснительный диктант

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Нечем было ему питаться в камне и в глине.

— Из какого произведения взяты эти предложения? (Из сказки А.И. Платонова “Неизвестный цветок”.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 470 — чтение и обсуждение смысла пословиц, само­стоятельное выполнение письменного задания.
  4. Упр. 471 — выразительное чтение текста, устное выполнение заданий.

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Спорщики”, “Никакая сказка”.

  1. Упр. 473 - самостоятельное выполнение по вариантам с последующей взаимопроверкой.

Комментарии

Предложения с однородными сказуемыми: 1, 2.

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 94 — выразительное чтение текста, обсуждение, са­мостоятельное выполнение письменных заданий с последующей проверкой.)

  1. Подведение итогов урока

— Расскажите о морфологических особенностях отрицатель­ных местоимений.

— Какие орфограммы связаны с отрицательными местоиме­ниями?

Домашнее задание

Учебник: § 81, упр. 472, 474 (подготовиться к диктанту).






Для любых предложений по сайту: [email protected]