Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Язык, речь, общение. Ситуация общения - ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ
Цели: формировать представления о важности общения в жизни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.
Планируемые результаты: понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, компонентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Упр. 2 — выборочная диктовка предложений.
Упр. 3 — чтение и анализ рассуждений
III. Самоопределение к деятельности
— Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодействуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, переживаниями, спорят.)
— Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?
— Какие формы речи вам известны?
— Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)
— Может ли человек жить без общения с другими людьми?
— От чего зависит наше общение друг с другом?
Люди передают друг другу мысли, знания, чувства с помощью языка. То есть язык — это средство передачи информации, средство общения между людьми с помощью слов, речи. Речь - это язык в действии, конкретное применение, использование языка.
Есть разные способы общения: язык взглядов, жестов, мимики, язык музыки, танца, язык цветов. Но лишь язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.
— Сформулируйте тему урока. (Язык - важнейшее средство общения.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Чтение диалога и теоретического материала (с. 5, 6).
- Упр. 4, 5 — устное выполнение.
- Чтение диалога (с. 7, 8), беседа по прочитанному, комментарии учителя.
— Что такое ситуация общения? (Обсуждение.)
Ситуация общения - те обстоятельства, при которых происходят общение, взаимодействие, разговор, обмен мнениями и т. д.
- Упр. 7 — работа со схемой по вопросам учебника.
- Упр. 8, 9, 11 - подготовка к выразительному чтению, обсуждение вопросов в группах, далее коллективное обсуждение каждого задания.
- Закрепление изученного материала
- Беседа
— Чем различаются язык и речь?
Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?
Назовите компоненты речевой ситуации.
- Работа по учебнику
- Упр. 12 — коллективное выполнение.
- Упр. 10, 13 — коллективное обсуждение, подготовка к выполнению домашнего задания.
- Подведение итогов урока
— Какое значение имеет язык в жизни человека? Что нового вы узнали об общении?
Домашнее задание
Учебник: § 2, 3, упр. 10, 13 (по выбору).
Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, подготовить краткие выступления.