Язык, речь, общение. Ситуация общения - ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Язык, речь, общение. Ситуация общения - ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ

Цели: формировать представления о важности общения в жиз­ни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.

Планируемые результаты: понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, ком­понентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые яв­ления, работать в группах.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Упр. 2 — выборочная диктовка предложений.

Упр. 3 — чтение и анализ рассуждений

III. Самоопределение к деятельности

Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодей­ствуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, пе­реживаниями, спорят.)

Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?

Какие формы речи вам известны?

Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)

Может ли человек жить без общения с другими людьми?

От чего зависит наше общение друг с другом?

Люди передают друг другу мысли, знания, чувства с помощью языка. То есть язык — это средство передачи информации, сред­ство общения между людьми с помощью слов, речи. Речь - это язык в действии, конкретное применение, использование языка.

Есть разные способы общения: язык взглядов, жестов, мими­ки, язык музыки, танца, язык цветов. Но лишь язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоя­нии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.

— Сформулируйте тему урока. (Язык - важнейшее средство общения.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

  1. Чтение диалога и теоретического материала (с. 5, 6).
  2. Упр. 4, 5 — устное выполнение.
  3. Чтение диалога (с. 7, 8), беседа по прочитанному, комментарии учителя.

— Что такое ситуация общения? (Обсуждение.)

Ситуация общения - те обстоятельства, при которых проис­ходят общение, взаимодействие, разговор, обмен мнениями и т. д.

  1. Упр. 7 — работа со схемой по вопросам учебника.
  2. Упр. 8, 9, 11 - подготовка к выразительному чтению, обсуждение вопросов в группах, далее коллективное обсуждение каждого задания.
  3. Закрепление изученного материала
  4. Беседа

— Чем различаются язык и речь?

Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?

Назовите компоненты речевой ситуации.

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 12 — коллективное выполнение.
  3. Упр. 10, 13 — коллективное обсуждение, подготовка к выполнению домашнего задания.
  4. Подведение итогов урока

Какое значение имеет язык в жизни человека? Что нового вы узнали об общении?

Домашнее задание

Учебник: § 2, 3, упр. 10, 13 (по выбору).

Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, под­готовить краткие выступления.






Для любых предложений по сайту: [email protected]