Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Диалектизмы - КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с понятием диалектизмы; развивать навыки работы с толковыми словарями; обогащать лексический запас.
Планируемые результаты: знание понятия диалектизмы; умении пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Обсуждение примеров профессионализмов, вопроса.
Сообщения о профессиональной лексике родственников.
III. Самоопределение к деятельности
(Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться со словами, которые употребляются только и определённой местности, научиться определять значение тих слов.)
- I Работа по теме урока
- Слово учителя
Мы уже знаем, что необщеупотребительные слова, которые употребляются в речи жителей определённой местности, называли диалектизмами. Диалектные слова используют преимущественно в устной речи; диалект — это устная разговорно-бытовая речь жителей определённой (обычно сельской) местности. Слово диалект пришло из греческого языка и означает “наречие”, “говорить, изъясняться”.
Различают несколько типов диалектов.
Лексические диалектизмы - слова и по форме, и по значению отличающиеся отелов общеупотребительной лексики: намедни — на днях, гутарить — говорить, инда даже, сусалы — скулы.
Диалектное слово может отличаться от общеупотребительного не формой, а значением. Например, словом верх в некоторых южных говорах называют овраг, глагол зевать используется в значении “кричать, звать”, глагол жалеть — в значении “любить”.
Диалектизмы часто используются как выразительные средства в произведениях художественной литературы — для речевой характеристики персонажей, передачи местного колорита, обозначения некоторых вещей и понятий.
- 2. Работа по учебнику
(Чтение определения и теоретического материала (с. 63—65).)
- 3. Работа с толковым словарём учебника
— Как понять, какие слова в словаре относятся к диалектным?
Чтобы найти диалектизм, надо обращать внимание на пометы, которые даются после слова. В толковом словаре учебники диалектизмы даются с пометой обл. В других толковых словаря” могут быть и другие, более конкретные пометы. Это надо уточнять в условных обозначениях.
(Далее можно устроить соревнование: кто найдёт в словаре и выпишет больше диалектных слов за определённое время (1—2 мин).)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 117 - чтение текста, работа с диалектными словам графическое объяснение правописания слов с орфограммами.
Упр. 118 — устное выполнение.
- Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слово обиход.
Подчеркните орфограмму.
Составьте предложение с этим словом.
- Занимательная лингвистика
— Знаете ли вы, что значит “объегорить”? А что значит “подкузьмить”?
Материал для учителя
Слова объегорить и подкузьмить можно встретить только в разговорной речи. В других стилях языка, кроме художественного, встретить их невозможно: они просторечные.
Выясним значение этих интересных глаголов. Оно проясняется и контексте. Например: “Объегорил он меня: пообещал вернуть десять рублей, а не отдал”; “Подкузьмила меня моя доверчивость”.
А теперь уточним значение с помощью толкового словаря: объегорить — обмануть, провести; подкузьмить — поставить в затруднительное, неприятное положение, подвести.
Наверное, все услышали в корнях этих слов имена Егор и Кузьма. Но при чём тут они?
История глаголов объегорить и подкузьмить уходит корнями и глубь веков. До введения крепостного права на Руси крестьяне могли переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу Меной, в праздник “на Егория”, а расчёт получали осенью, “в Кузьминки”. Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Так и появились глаголы объегорить и подкузьмить.
- Подведение итогов урока
— Объясните значение терминов диалект, диалектизм.
— В каких стилях речи используются диалектизмы?
— Как найти диалектизмы в толковых словарях?
Домашнее задание
Учебник: § 24.
Опережающее задание: узнать у родителей, родственников знакомые им диалектные слова, уточнить значение этих, слов по словарю.