Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Сжатое изложение - КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: обучать сжатому изложению текста; развивать навыки написания текста.
Планируемые результаты: знание способов сокращения текста; умения определять и формулировать основную мысль текста, писать текст.
Ход урока 1
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Сообщения о диалектных словах, уточнение их значений
III. Работа по теме урока
Чем сжатое изложение текста отличается от подробного? (В сжатом изложении должно остаться самое важное, то главное, без чего текст потеряет смысл.)
Какие способы сокращения текста вам известны? (Обобщение, исключение, упрощение.)
Для сжатия текста мы можем обобщить, например, ряд однородных членов, заменив его обобщающим словом, обобщить придаточные предложения, заменить сложное предложение простым. Можем исключить подробности, повторы, синонимы, некоторые предложения, оставив, разумеется, ключевые слова. Можем упростить, к примеру, предложения с прямой речью или диалог, заменив предложением с косвенной речью. Можем объединить несколько предложений в одно.
Таким образом, мы используем синтаксическую синонимию, позволяющую нам изложить те же мысли, но по-другому, например более кратко, лаконично. С помощью замены, исключения, слияния, опираясь на ключевые слова, мы можем сократить текст до необходимых размеров. При сжатии текста мы, однако, должны сохранить основную мысль как текста в целом, так и каждого абзаца (микротемы), если у нас нет цели выборочного изложения.
- Закрепление изученного материала
(Чтение теоретического материала рабочей тетради (с. 15), выполнение задания 24.)
- Подведение итогов урока
(Чтение и обсуждение сжатых изложений.)
Домашнее задание
Учебник: § 24, упр. 119 (устно); выполнить пунктуационным и синтаксический разбор.
Ход урока 2
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(Упр. 119 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов и заданий, пунктуационный и синтаксический разбор предложения.)
Дополнительные вопросы и комментарии
— По каким признакам мы можем судить о возрасте любознательного седока?
— Где происходит действие?
— Как доказать, что слово замолаживает русское? Почему тогда оно было незнакомо мичману?
— Уточните по словарю В.И. Даля значение слова замолаживать. О чём ещё рассказывает словарная статья?
Герой текста — молодой человек. Об этом говорит его воинское звание: мичман — первый чин офицера-моряка. Ему только что присвоили это звание, о чём свидетельствует “новая, с иго-почки, мичманская форма”.
Действие происходит по дороге из Петербурга в Москву, и Новгородской губернии.
Слово замолаживает явно русское — об этом говорят и корень, и остальные морфемы, но оно было незнакомо образованному человеку, так как являлось диалектным. Кстати, позже выяснилось, что это слово бытовало не только в Новгородской губернии. В словаре В.И. Даля указано, что слово замолаживать распространено в Орловской, Тульской и восточных губерниях. Интересно, что Даль связывает происхождение слова со словом молодик, т. е. молодой месяц, и высказывает версию, что слово замолаживать относится к перемене погоды вообще.
Основная мысль текста — случай может перевернуть судьбу, надо только уметь вглядываться, вслушиваться в жизнь.
Варианты заглавия текста: “Главный день в жизни”, “Решение, перевернувшее жизнь”, “Как начинался толковый словарь”.
В тексте можно выделить четыре основные части: первый абзац, второй абзац вместе с диалогом, следующие два абзаца, последний абзац.
Основные факты и действия:
первая часть — молодой мичман едет по снежной дороге;
вторая часть — ямщик произносит незнакомое мичману слово, объясняет его значение;
третья часть — мичман записывает заинтересовавшее его слово;
четвёртая часть — это событие послужило началом работы В.И. Даля по составлению “Толкового словаря живого великорусского языка”.
III. Работа по теме урока
Устный сокращённый пересказ текста.
Попробуем постепенно сокращать текст, почти до стиля.
Вариант устного сжатого изложения.
- Подведение итогов урока
— Какими приёмами сжатия текста вы воспользовались?
Домашнее задание
Учебник: упр. 120.