Сжатое изложение - КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Сжатое изложение - КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: обучать сжатому изложению текста; развивать навыки написания текста.

Планируемые результаты: знание способов сокращения текста; умения определять и формулировать основную мысль текста, писать текст.

Ход урока 1

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Сообщения о диалектных словах, уточнение их значений

III. Работа по теме урока

Чем сжатое изложение текста отличается от подробно­го? (В сжатом изложении должно остаться самое важное, то главное, без чего текст потеряет смысл.)

Какие способы сокращения текста вам известны? (Обобще­ние, исключение, упрощение.)

Для сжатия текста мы можем обобщить, например, ряд одно­родных членов, заменив его обобщающим словом, обобщить при­даточные предложения, заменить сложное предложение простым. Можем исключить подробности, повторы, синонимы, некото­рые предложения, оставив, разумеется, ключевые слова. Можем упростить, к примеру, предложения с прямой речью или диалог, заменив предложением с косвенной речью. Можем объединить несколько предложений в одно.

Таким образом, мы используем синтаксическую синонимию, позволяющую нам изложить те же мысли, но по-другому, напри­мер более кратко, лаконично. С помощью замены, исключения, слияния, опираясь на ключевые слова, мы можем сократить текст до необходимых размеров. При сжатии текста мы, однако, дол­жны сохранить основную мысль как текста в целом, так и каждого абзаца (микротемы), если у нас нет цели выборочного изложения.

  1. Закрепление изученного материала

(Чтение теоретического материала рабочей тетради (с. 15), выполнение задания 24.)

  1. Подведение итогов урока

(Чтение и обсуждение сжатых изложений.)

Домашнее задание

Учебник: § 24, упр. 119 (устно); выполнить пунктуационным и синтаксический разбор.

Ход урока 2

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

(Упр. 119 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов и заданий, пунктуационный и синтаксический разбор предложения.)

Дополнительные вопросы и комментарии

По каким признакам мы можем судить о возрасте любознательного седока?

Где происходит действие?

Как доказать, что слово замолаживает русское? Почему тогда оно было незнакомо мичману?

Уточните по словарю В.И. Даля значение слова замолажи­вать. О чём ещё рассказывает словарная статья?

Герой текста — молодой человек. Об этом говорит его воин­ское звание: мичман — первый чин офицера-моряка. Ему только что присвоили это звание, о чём свидетельствует “новая, с иго-почки, мичманская форма”.

Действие происходит по дороге из Петербурга в Москву, и Новгородской губернии.

Слово замолаживает явно русское — об этом говорят и ко­рень, и остальные морфемы, но оно было незнакомо образо­ванному человеку, так как являлось диалектным. Кстати, позже выяснилось, что это слово бытовало не только в Новгородской губернии. В словаре В.И. Даля указано, что слово замолаживать распространено в Орловской, Тульской и восточных губерниях. Интересно, что Даль связывает происхождение слова со словом молодик, т. е. молодой месяц, и высказывает версию, что слово замолаживать относится к перемене погоды вообще.

Основная мысль текста — случай может перевернуть судьбу, надо только уметь вглядываться, вслушиваться в жизнь.

Варианты заглавия текста: “Главный день в жизни”, “Реше­ние, перевернувшее жизнь”, “Как начинался толковый словарь”.

В тексте можно выделить четыре основные части: первый абзац, второй абзац вместе с диалогом, следующие два абзаца, последний абзац.

Основные факты и действия:

первая часть — молодой мичман едет по снежной дороге;

вторая часть — ямщик произносит незнакомое мичману слово, объясняет его значение;

третья часть — мичман записывает заинтересовавшее его слово;

четвёртая часть — это событие послужило началом работы В.И. Даля по составлению “Толкового словаря живого ве­ликорусского языка”.

III. Работа по теме урока

Устный сокращённый пересказ текста.

Попробуем постепенно сокращать текст, почти до стиля.

Вариант устного сжатого изложения.

  1. Подведение итогов урока

— Какими приёмами сжатия текста вы воспользовались?

Домашнее задание

Учебник: упр. 120.






Для любых предложений по сайту: [email protected]