Исконно русские и заимствованные слова - КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Исконно русские и заимствованные слова - КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: расширять представление об исконно русских и заим­ствованных словах; развивать навыки работы с толковыми слова­рями; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: знание понятий исконно русские и заимствованные слова; умения пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к ана­литической деятельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Анализ сжатого изложения

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 120 - чтение и анализ сочинений-рассуждений.)

  1. Самоопределение к деятельности

На прошлых уроках мы познакомились с несколькими лексическими группами русского языка. Вы знаете, что в русском языке много слов, заимствованных из других языков.

— Какие заимствованные слова, т. е. слова, пришедшие к нам из других языков, вы можете назвать?

— Как отличить заимствованные слова от исконно русских?

— Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научить­ся различать исконно русские и заимствованные слова, загля­нуть в историю языка, узнать, из каких языков пришли к нам заимствованные слова.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала, диалога (с. 67), беседа Но прочитанному.)

— Почему язык заимствует слова из других языков?

  1. Слово учителя

(На усмотрение учителя часть материалов этого раздела мож­но опустить.)

В словарном составе современного русского литературного языка исконно русских слов более 90%. Как же формировалась исконно русская лексика?

Самые древние слова относятся к общему индоевропейскому фонду. Они перешли в праславянский язык, из него — в древне­русский, а из древнерусского — в современный русский язык. Это слова, обозначающие родство (мать, дочь, сестра, сын, брат), названия животных (корова, волк, коза), названия явлений природы (небо, луна, вода, болото).

Вторые по времени формирования слова исконно русской лексики (до VI в. н. э.) известны ныне многим славянским народам - это названия частей тела (голова, борода, лоб, желудок, палец, ладонь), названия времени суток и времён года (день, ночь, вчера, утро, лето, зима, месяц, час), названия растений и плодов (липа, мох, орех, жёлудь).

К этому же пласту лексики относятся абстрактные слова: вера, надежда, грех, вина, рай, бог, свобода, сила.

Третий пласт исконной лексики образуют древнерусские слова и шестые русским, украинцам и белорусам, но неизвестные слова западным славянам, например: совсем, снегирь, ледяной.

Наконец, к исконно русским относятся собственно русские слова, известные у других славян лишь как русские заимствованные. Некоторые из собственно русских слов могут содержать обычный корень, но образованы они по русским способам.

Преобразования: шнурок, кокетничать, стартовать.

В нашей речи много заимствованных слов, которые так прочно вошли в русскую речь, что не воспринимаются как иноязычные: канат, диван, пельмени, кукла и др. Некоторые из них мы понимаем лучше тех, что родились на нашей земле, исконно русских. Примеры мы наблюдали, изучая диалектизмы.

  1. Слово учителя

Неизбежно заимствование слов, связанных с развитием новых технологий, с компьютерной техникой. Действительно, не возможно обойтись без слов компьютер, Интернет, мобильник сайт и др. Однако многих тревожит засилье иностранных слои в современном русском языке. Зачастую заимствования излишни Вместо саммит можно сказать встреча, вместо пролонгировать продлить, вместо супермаркет — магазин, универмаг. А есть еще слова спам (ненужная реклама, рекламный мусор), фрилансер (свободный профессионал), копирайтер (специалист по написанию рекламных текстов) и др.

Иноязычные слова в речи использовать можно и нужно, но не стоит ими злоупотреблять, а главное, используя заимствованное слово, нужно быть уверенным в том, что значение его понятно.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 124 - коллективное выполнение с комментированием
  4. Упр. 125 — устное обсуждение вопросов, составление и запись предложений.

Комментарии

Латинский корень вет- в словах ветеран, ветеранский; вент-в словах вентилятор, вентиляция, вентилировать.

Основа латинского слова аква встречается в словах акваланг, акватория, акварель, аквамарин, аквариум, акведук и др.

  1. Упр. 127 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
  2. Упр. 128 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопросов.
  3. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 69, 70, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами.

  1. Подведение итогов урока

— За счёт чего пополняется словарный состав русского языка?

— Из каких языков пришли слова в русский язык? Приведите примеры.

— Какие словари помогают понять значение заимствованных слов и узнать об их происхождении?

Домашнее задание

Учебник: § 25, упр. 126 (подготовиться к диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 19.






Для любых предложений по сайту: [email protected]