Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Новые слова (неологизмы) - КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с понятием неологизмы; развивать навыки роботы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты: знание понятия неологизмы; умения Пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Упр. 126 — подготовленный диктант.
Задание 19 из рабочей тетради - фронтальная проверка.
III. Самоопределение к деятельности
— Каким образом пополняется словарный запас русского языка?
— Как вы считаете, почему в языке появляются новые слова?
— Как мы назовём эту группу слов?
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с новой лексической группой, узнать особенности возникновения новых слов.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя с элементами беседы
Мы говорили о заимствованных словах, которые пришли и наш язык из других языков. Когда-то их не было в русском языке, когда-то они были новыми. Почему они возникли? Логично предположить, что новые слова должны появляться для обозначения новых предметов, явлений, понятий. Такие новые слова называются неологизмами.
Лексический состав языка постоянно пополняется неологизмами. Интересно, что некоторые слова имеют точную дату рождения. Так слово субботник впервые было употреблено 10 мая 1919 г.
Новые слова остаются неологизмами до тех пор, пока не утрачивают оттенок новизны и свежести. Когда же подобные слова становятся общеупотребительными, они перестают быть неологизмами. Со временем некоторые из них могут перейти в разряд историзмов. Так произошло с рядом слов советского периода.
В 20-е гг. XX в. появилось много новых слов. Значительная их часть была образована по способу сложения: нэп (новая экономическая политика), рабфак (рабочий факультет), колхоз (коллективное хозяйство), губком (губернский комитет), райком (районный комитет), спецкор (специальный корреспондент) и др. Со временем большинство подобных слов ушло в прошлое.
Какие из перечисленных слов остались в языке? Какие вам приходилось слышать?
Какие слова можно отнести к неологизмам в наше время''
- Работа по учебнику
Чтение теоретического материала и определения (с. 72).
Упр. 129 - чтение текста, обсуждение задания и вопроса.
Комментарии
Новые слова, появившиеся с освоением космоса: спутник, космонавт, планетоход, луноход, Роскосмос, аэронавтика, НАСЛ, орбитальная станция, шаттл, МКС.
- Закрепление изученного материала
- 1. Работа по учебнику
- Упр. 130 - устное выполнение.
- Упр. 131 -т самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения, работа со словарями.
- Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слово исследование, подчеркните орфограмму.
Составьте предложение с этим словом.
- Подведение итогов урока
— Какие слова называются неологизмами?
— Что общего между неологизмами и заимствованными словами? В чём разница между ними?
Заимствованных слов и неологизмов когда-то не было в языке. Заимствованные слова определяются по происхождению, а неологизмы — по времени употребления. Заимствованные слова могут быть неологизмами, но неологизмы могут возникнуть и на русской почве, например при помощи расширения значения слова. К примеру, так возникло существительное спутник в значении “космический аппарат”.
— Какова причина появления неологизмов в языке?
— Какие словари помогают понять значение неологизмов?
Домашнее задание
Учебник: § 26, упр. 132.