Систематизация материалов к сочинению. Сложный план - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закреплять знания об интерьере; формировать умения собирать и систематизировать материалы к сочинению; дать пред­ставление о сложном плане; развивать наблюдательность, навыки описания интерьера.

Планируемые результаты: знание термина интерьер; умения составлять сложный план текста, описывать интерьер.

Ход уроков

  1. I. Организационный момент
  2. II. Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Обсуждение вопросов по работе над ошибками.)

  1. Самоопределение к деятельности

Что такое интерьер?

Каково происхождение слова интерьер?

Какие есть типы интерьера? (Общественный и жилой.)

Какими элементами создаётся интерьер?

Как описать интерьер? Как сделать это описание интересным? (Ответы детей.)

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Создавать текст — описание интерьера.)

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКОВ
  2. Слово учителя

Для начала необходимо понять, о чём мы хотим писать и для чего. Если сухо перечислить предметы, находящиеся в помещении, сочинение не получится — выйдет что-то вроде перечень отчёта. Любое помещение вызывает у нас определённые чувства, может нам нравиться, показаться непривлекательным ни оставить равнодушными. В сочинении как раз и надо выразить отношение к изображаемому, отношение, которым вы хотите п делиться. Как это сделать? С помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений, прямой или косвенной оценки.

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 180 — чтение, коллективное обсуждение.

Комментарии

Коридор: циновка, вешалка в коридоре. Комната:

а) паркетный пол;

б) стены — циферблат стенных часов, календарь, картина в золочёной раме, большое зеркало;

в) потолок — полосы солнечного света на потолке;

г) окна — трёхстворчатое окно, росточки цитрусовых в горшках на подоконнике, тюлевые занавески на металлическом карнизе;

д) мебель — шкаф в углу, полка для книг, журнальный столик на трёх ножках, большой обеденный стол, красивые мягкие стулья.

Благодаря плану у нас получился каркас будущего сочинения. Взгляд уже не мечется, а плавно переходит с предмета на предмет. Теперь можно выделить особо какие-либо выразительные детали интерьера, например стенные часы, картину, сказать о них по­дробнее.

На какую тему можно написать сочинение? Конечно, речь пой­дёт о жилом интерьере. Но попробуем перенестись в стены пока Неизвестной нам квартиры, попытаемся представить, кто может Жить в этом интерьере. Тогда можно будет конкретизировать тему Сочинения: “У бабушки с дедушкой”, “В гостях у соседей” и т. д.

Систематизация материалов помогает лучше увидеть и понять Интерьер. Например, обратим внимание на контраст между ма­леньким журнальным столиком и большим обеденным столом; отметим, как комнату делает светлой не только трёхстворчатое окно, но и натёртый до блеска паркетный пол, и большое зеркало, и полосы солнечного света на потолке.

Вот уже и проступает отношение к интерьеру, заметен нерав­нодушный взгляд.

  1. Упр. 181 — чтение текста, коллективное обсуждение сложною плана.

Комментарии

Первый пункт (“Вход в горницу”) служит введением. Основ-НИИ часть поделена на подпункты. Уже в их контрастном названии Проглядывает отношение пишущего: небогатая обстановка не создаёт впечатления убогости — наоборот, она подчёркивает выразительность искусных украшений, созданных руками народных мастеров. Последний пункт плана (“Народное искусство живёти сегодня”) обобщает сказанное, делает вывод, т. е. является за­ключением.

Теперь легко ответить на вопрос: “С какой целью автор создал это описание?” Ответ содержится в последнем предложении: ав­тор хотел утвердить мысль о силе традиций, о стремлении народа к красоте, о том, что народное искусство вечно.

Дополнительный вопрос и комментарии

— Как автор выражает своё отношение к описываемому ин­терьеру?

Автор подбирает эмоционально окрашенную, “тёплую” лек­сику. “Кленовые сени” напоминают о народной песне “Ах вы, сени, мои сени...”, “горница” — о старине, названия природных материалов (кленовые, липовые, льняное, деревянная) — о вечной связи человека и природы. Эпитеты (яркой, чудесные) добавляю! выразительности, показывают отношение автора к изображае­мому. Вывод, сделанный в конце описания, выражает уважение автора к народным традициям, восхищение жизненной силой народного искусства.

  1. Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 103.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение.

Составьте словосочетания с этими словами.

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 182, 183 — обсуждение вопросов и заданий, написание сочинения.)

VII. Подведение итогов уроков

О чём важно помнить при описании интерьера?

Как составить сложный план сочинения?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Рабочая тетрадь: задание 38.






Для любых предложений по сайту: [email protected]